В конце октября заканчивается первый этап эксперимента по преподаванию в школе курса "Основы религиозных культур и светской этики". Общественный совет при минобрнауки обсудил первые результаты апробации нового курса "Основы религиозных культур и светской этики", который состоял из шести модулей. Итак, что дальше?
Напомним, курс включает: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В авральные сроки были написаны учебники по всем модулям, причем писали их представители разных конфессий.
Наибольшие споры разгорелись вокруг двух книг - по основам православной культуры и основам светской этики. Авторов первого учебника упрекали в излишней религиозности текста. А что касается второго, то авторов для него вообще нашли с большим трудом. Книга не раз редактировалась. Тем не менее все регионы вовремя получили комплекты учебников, книг для учителя и электронное сопровождение к материалам.
- Что касается содержания, то учебники написаны профессионально, - говорит директор Института всеобщей истории РАН и член Общественного совета Александр Чубарьян. - Но мне кажется, что они мало приспособлены для школ, потому что очень сложны для восприятия.
С ним полностью согласны практически все педагоги из экспериментальных регионов. Так, в департаменте образования Тверской области "РГ" рассказали, что учителям и ученикам очень не хватало еще и рабочих тетрадей по новому предмету. Разумеется, разработанных отдельно для каждого модуля. Зато порадовали тестовые задания в учебниках, которые требовали совместной работы учеников и родителей. Многие мамы и папы благодаря новому предмету впервые заглянули в учебники своих детей и попытались вместе найти ответы на вечные вопросы.
В Костромской области в малочисленных сельских школах, в школах с пятидневной рабочей неделей сложно было выделить часы на преподавание нового курса. Возникали трудности в решении финансовых вопросов.
Учителя Еврейской автономной области высказали претензии к графическому оформлению пособий курса и предложили не растягивать его на два учебных года, а уложиться в один. К примеру, в четвертом классе.
Что касается качества подготовки учителей, то тут, по единодушному мнению педагогического сообщества, лучше всего справились с новым курсом историки, обществоведы и литераторы. Хотя со "своими" учителями начальных классов, которых тоже привлекали к преподаванию, четвероклашкам было психологически комфортнее. Школьники выбирали в основном три модуля: основы светской этики, основы православной культуры и основы мировых религиозных культур.
Интересно, что в разных регионах процент учеников, которые выбрали одинаковые модули, очень сильно отличался. К примеру, в Тверской области подавляющее большинство детей выбрали основы православной культуры, а в Вологодской области - основы светской этики. В департаменте образования Тверской области интерес к православию объяснили тем, что в школах в рамках факультатива читался подобный курс и дети хотели выбрать то, что им уже отчасти знакомо. Национальная среда, конечно, тоже сыграла свою огромную роль в выборе.
Эксперимент показал - школьники, как правило, не выбирают модули для того, чтобы узнать что-то о другой культуре и религии. Большинство останавливают выбор на "своей". В Чечне, тоже участвовавшей в эксперименте, 99 процентов выбрали основы исламской культуры.
Михаил Бураков, вице-президент "Общества духовной культуры", Екатеринбург:
- Краеугольным камнем духовности является толерантность, терпимость к чужим мировоззрениям. Преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию такой толерантности. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей.
Знакомство с пособиями по религиозными культурам подтверждает, что изучение одной отдельно взятой религиозной культуры невозможно без приобщения учащихся хотя бы к некоторым догматам соответствующей религии. А это противоречит Конституции РФ как светского государства. В России, где традиционными определены четыре религии, следует обучать детей, сравнивая культуры хотя бы этих религий. Это и делается в пособии по "Основам мировых религиозных культур".
Светская этика "пристегнута" к курсу явно для того, чтобы удовлетворить родителей-атеистов. Хотя она в действительности необходима всем маленьким гражданам нашего светского общества.
Для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России необходимо преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур. Ход эксперимента следует корректировать, не дожидаясь его окончания.
Татьяна Брославская, завуч школы N 25, Томск:
- У нас во всех трех пятых классах ребята изучают "Основы светской этики". Хотя некоторые родители хотели, чтобы ребенок изучал два модуля: допустим, православие и светскую этику или ислам и светскую этику. Нравится ли новый предмет? Отношение в целом позитивное. Есть пожелание - в регионы отправлять комплекты с запасом. Курс рассчитан на два года, и за лето численность классов иногда меняется. У нас, например, три новых ученика остались без книг. Пришлось выходить из положения.
Иван Никифоров, ученик 4-го класса, Алапаевск:
- Мне и моим родителям очень нравится урок "Основы православной культуры". Мы узнаем очень много нового и интересного. Спорим - существует ли Бог? Нужно ли верить в него? Мы узнали, что такое добро и зло. Кто управляет совестью. Узнали, кто такой "православный человек".
Д. Рахимова, родительница:
- Наша семья придерживается мусульманских традиций, но мы посчитали нужным для сына изучение модуля "Основы православной культуры". А причины две: весь класс выбрал этот модуль, а кроме того, интересны обычаи и традиции православного народа. Наш сын с удовольствием рассказывает о том, что узнал на уроке. Читаем вместе учебник и отвечаем на вопросы. Многие традиции совпадают.
Какие ожидаются изменения
В 2010-2011 годах к эксперименту подключаются Марий Эл, Ярославская область. Занятия для четвероклашек, которые только приступят к изучению нового предмета, начнутся не в четвертой четверти, как это было прежде, а в третьей. Количество часов при этом не изменится, только занятия будут проходить не два раза в неделю, а один.