Наше телевидение можно счесть каким угодно. Низкопробным, тупоголовым, бессмысленным, вульгарным, пошлым, аморальным, некультурным и т.д. и т.п. Но вот скучным его не назовешь. Особенно в последнее время.
Бумеранги
Уж какая занудная программа "Девчата" с ее малоинтересными медиаперсонажами женского пола, с их потугами на остроумие и непринужденность, и то она в какой-то момент повеселила.
"Момент", правда, этот в эфире я пропустил, но потом его выловил в Интернете. Это когда Ксения Собчак и Владимир Соловьев сцепились. Их свели за столом президиума программы, судя по всему, не с тем, чтобы они на потеху зрителя продолжали бы ссориться из-за слова "гусак", а, напротив, помирились бы, пожали бы друг другу руки, обменялись бы уверениями во взаимном почтении.
Соловьев, как я понял, пришел с миром. То есть он сделал телодвижение, чтобы пожать руку, а может быть, ее и поцеловать, а, возможно, и чмокнуть в щечку незамужнюю даму.
Дама брезгливо отстранилась. И тогда они взвились.
Конечно, то была пикировка далеко не на уровне Урганта и тем более Уайльда. То была дуэль не на рапирах, а на деревянных битах:
- А вы некрасиво себя ведете, Владимир Рудольфович.
- А вы Шекспира не читали и свои книги не сами пишите, Ксения Анатольевна.
- А вы - дальтоник.
- А вы - ничтожество!
- А вы - хам!
- А вы - ...
И т.д.
Не знаю почему, но мне было приятно наблюдать эту сцену. Хотя знаю, почему. И готов в этом чистосердечно сознаться.
Приятно было видеть, как две наиболее самодовольные и самонадеянные медиазвезды отечественного ТВ "умывают" друг дружку.
Пока группа "девчат" разнимала Владимира и Ксению на "России 1", группа энтэвэшников боролась с матом. Теоретически, разумеется. И не то чтобы слишком рьяно.
Рьянее других боролись диктор советского ТВ Анна Шатилова и артист Михаил Полицеймако. Но и защитники у мата были. И не мало. Один из них - журналист Антон Красовский. Я его отличил, потому что именно он на следующий день в шоу "Музыкальный ринг" оказался униженным и оскорбленным посредством матерного выражения.
Шоу удалось
На ринг были вызваны "Четыре октавы" (Сергей Пенкин) и "Четвертый размер" (Лолита). Состязались они по части вокала с благородным намерением дать бой "фанере". Сам проект, как я предполагаю, задуман с тем, чтобы выяснить, кто есть кто в нашем шоу-бизнесе. Кто может петь, а кто только дым в глаза пускает. На мой непросвещенный взгляд и слух, испытание "живым звуком" выдержали и Пенкин и Лолита. Первый в большей степени, вторая - в меньшей. И на этом можно было бы поставить точку, кабы не одно обстоятельство.
Певица Лолита Милявская послала журналиста Антона Красовского на три буквы под гром одобрительных аплодисментов.
Посланный поблагодарил девушку, пообещал ей пойти по указанному адресу и застенчиво улыбнулся. Лолита что-то добавила еще про первичные половые признаки журналиста. Другой журналист поинтересовался у вокалиста Пенкина, почему тот обиделся, когда он много лет назад назвал его гей-иконой. Вокалист ответил резкостью. Журналист застенчиво улыбнулся. И все были счастливы. И тут только стало до конца понятно, что шоу удалось.
Шоу-бизнес - это ведь не только песни, танцы; это еще и сплетни, наветы, скандалы и прочие подлости. Без этого, считается, он не продается достаточно хорошо.
То же самое можно сказать и о теле-шоу-бизнесе. И здесь: чем острее скандалы, тем выше рейтинги. Потому устроители нового проекта сразу объявили: "Музыкальный ринг" - шоу, где любой запрещенный удар разрешен!"
Одно только настораживает: больно высокую планку задрали создатели проекта уже в дебюте. Куда дальше?..
Последние солдаты советской империи
...Но и на политических ток-шоу резкостей было довольно.
Тема "Поединка" на "России 1" как будто бы не располагала дуэлянтов к грубостям. Обсуждались насущные задачи, перед которыми оказался новый мэр Москвы господин Собянин - дороги, налоги, москвичи...
Насупленный дуэлянт Александр Проханов выразил пожелание повесить своего оппонента Николая Сванидзе. Так возьми и повесь. Он же рядом, но приходится с ним общаться, что-то доказывать... От того и мрак на лице "последнего солдата советской империи".
В другом шоу другой дуэлянт - а именно Сергей Кургинян (еще один последний солдат все той же империи) в "Суде времени" - признался, что до того он обесчеловечился, что шерстью зарос.
Признался он в порядке самоиронии, чтобы посрамить своего процессуального противника Леонида Млечина. Но не так уж и далека была истина от шутки, коли с таким энтузиазмом оправдывал он Сталина и его Систему за провальное начало Великой Отечественной войны.
Генералиссимусу было не жалко человеческих потерь, и его адвокат не сжалился над ними. Хотя, как всегда, уронил несколько крокодиловых слезиночек на могилы погибших. Но он всегда так увлечен геостратегическими раскладами, что живые люди для него - не более чем деревянные или оловянные солдатики. На это и обратил внимание его оппонент, апеллируя к человечности своего визави, что и вызвало у господина Кургиняна вспышку неконтролируемой ярости.
Жаль, что господин Кургинян до записи этого выпуска не посмотрел на канале "Культура" документальный минисериал "Иосиф Бродский. Возвращение" Елены Якович и Алексея Шишова.
И т.д. И т.д. Бродского
Еще более приходится сожалеть, что его не посмотрела аудитория 5-го канала. Между тем в фильме есть ключ к пониманию того, что с нами происходит сегодня. Надо только вслушаться в то, что говорил поэт 15 лет назад.
Говорил он об отношении к новой России, о том, что если Ахматова принадлежала (по ее собственным словам) партии Хрущева, то он состоит в партии Ельцина, что ему не жалко советской Системы; жалко Родину, главная трагедия которой - исторически сложившееся неуважение к отдельному человеку. И не только со стороны власти, но и со стороны каждого к каждому.
Мысль простая, но верная. В зеркале ТВ она находит подтверждение едва ли не каждый день, едва ли не каждый час. В том числе и в тех программах, которые здесь были помянуты.
В том числе и в том, что на минувшей неделе мы недосчитались проектов, которые давали образцы уважения к человеку и примеры борьбы за уважение к человеку. В первом случае речь идет о фильме Владимира Познера и Ивана Урганта "Тур де Франс". Во втором - о "Справедливости" Андрея Макарова.
Исчезли они, смею предположить, по причине неуважения уважения. И те де, и те де, как любил приговаривать Иосиф Бродский.