Позиции Калининградской области в последнем рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов сильно пошатнулись. Несмотря на то, что регион обладает большим потенциалом, глобальных игроков бизнес-климат эксклава пока настораживает.
Регион стал главным аутсайдером рейтинга "Эксперт РА" по динамике инвестиционного риска - Янтарный край потерял по этому показателю сразу 28 позиций! И это после того, как в 2006-2008 годах Калининградская область неизменно фигурировала в пятерке ведущих субъектов с наименьшими интегральными инвестрисками. Тогда бизнесменов прельщали преференции Особой экономической зоны, компактность территории и близость к зарубежным рынкам. Все эти факторы никуда не делись и сегодня, но итоговая оценка экспертов совсем другая. И это несмотря на большой потенциал региона, объективно входящего в число самых привлекательных территорий страны.
Как отмечают аналитики, сегодня европейские инвесторы смотрят первым делом на риски, а потом уже на потенциал региона. Это подтверждает и динамика показателей инвестиционной деятельности за последние четыре года. Инвестиции в основной капитал выросли с 92,4 процента в 2006 году до 127 процентов в 2008-м, а в 2009 упали до 86,6 процента. Эти "качели" ничего хорошего не сулят. Экономисты рассчитали: вложение в развитие хотя бы 10 процентов от валового регионального продукта обеспечит подъем экономики на 3-4 процента. Нет задела - не будет и прогресса.
Это относится и к привлечению иностранных капвложений. Их пик пришелся на 2007 год - 370 процентов к уровню 2006-го, а потом пошли большие минусы. Мировой экономический кризис больно ударил по калининградским производителям бытовой техники - телевизоров, холодильников, СВЧ-печей и прочей электроники. Снизили обороты и отверточные конвейеры. Да и с развитием инфраструктуры, остающейся в разделе "вечных ценностей" как у отечественных, так и зарубежных инвесторов, в Янтарном крае очевидные проблемы.
Европейский тупик
Трансъевропейским коридором Калининград, увы, так пока и не стал. В оторванной от метрополии области периодически возникают транспортные коллапсы. Сейчас как раз разразился очередной - компании опять не могут в срок вывезти товар в Россию. Мебельщикам, производителям замороженных полуфабрикатов и прочих "выездных" товаров грозят убытки. У железнодорожников не хватает платформ, у автотранспортников - грузовиков. Плюс таможенные сложности на границе.
По данным экспертов, калининградская железная дорога в год может перевезти максимум 20 миллионов тонн грузов. Даже если поменяет систему автоматики путей на европейскую.
Около 7 миллионов тонн перевозится фурами.
- Грузовой автопарк почти убили самым высоким в России транспортным налогом. В результате часть техники, взятой автоперевозчиками в лизинг или в кредит, сегодня либо колесит по Европе, либо стоит, арестованная банками. Содержать сегодня транспортную контору дорого и рискованно, - отмечает бизнес-эксперт Георгий Дыханов.
И если в кризис с его падением объема перевозок дефицита "колес" никто не замечал, то сегодня нехватка грузового транспорта налицо. А 80 процентов пропускной способности железной дороги отданы перевозке нефтепродуктов. Пути заняты цистернами, и коммерческие грузы, по сути, рассматриваются как второстепенные.
- Мы как были, так и остались транспортным тупиком, - констатирует Дыханов. - А для инвесторов это плохой знак.
Голосуют ногами
Значительный инвестиционный потенциал заложен в механизме Особой экономической зоны в Калининградской области. За четыре года ее функционирования (в новой редакции закона об ОЭЗ) из 76 зарегистрированных резидентов остались 62 компании с общим объемом финансовых вливаний в 41,5 миллиарда рублей. Фактически в проекты вложено 34,5 миллиарда рублей (83 процента от того, что заявлено в инвестиционных декларациях). Эти средства в основном направлены в обрабатывающие отрасли, строительство производственных, рекреационных и культурно-деловых комплексов. Крупных, глобальных игроков мирового рынка в Калининградской ОЭЗ пока не появилось.
Впрочем, в ближайшее время подход к улучшению инвестиционного климата должен будет радикально измениться. Региональные власти начнут нести большую часть ответственности за результат и уже сегодня заверяют: создание благоприятных условий для инвесторов является одной из приоритетных задач. Как сообщил министр промышленности Калининградской области Олег Шлык, сейчас идет работа над внесением в законодательство поправок по продлению режима свободной таможенной зоны. Тем, кто приходит в регион надолго, устойчивые правила игры просто необходимы.
- Мы предложили продлить режим еще на 5 лет - с января 2017 года до января 2022-го. Сохранение преференций позволит уверенно себя чувствовать работающим предприятиям и создаст условия для привлечения новых инвесторов, - заявил министр. - Уже сегодня мы думаем и о долгосрочной перспективе: что будет после окончания льготного периода, о переходе сборочных предприятий к производствам полного цикла.