Нефтеперерабатывающая отрасль России, которая по числу предприятий и протяженности трубопроводов давно занимает одно из первых мест в мире, в эксплуатационно-технологическом плане по-прежнему отстает от многих развитых и развивающихся стран. Прежде всего это обусловлено давней ориентацией и нефтедобывающей индустрии, и системы магистральных нефтепроводов на экспорт сырья. Мировая конъюнктура этому способствует. Неудивительно, что больше половины мощностей, ежегодно вводимых в российской нефтедобыче, "работает" на освоение месторождений для последующего экспорта добываемого там сырья.
По оценкам организаций ООН по промышленному развитию, торговле и развитию, а также ОПЕК и Организации арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК), ввиду чрезвычайной выгодности экспорта для российских нефтяных компаний, доля доходов от нефтеэкспорта, реинвестируемых в углубленную переработку нефтяного сырья, к настоящему времени не более 20%. То есть она наименьшая в сравнении со странами - членами ОПЕК и индустриальными нефтеэкспортирующими странами. Что же касается глубины переработки этого сырья - выхода светлых нефтепродуктов (продуктов второго-третьего переделов) из единицы перерабатываемого сырья - в России этот показатель пока не превышает 73%. В то время, как, например, в регионе ОПЕК - свыше 85%, индустриально развитых странах - около 95%, "индустриальных драконах" Восточной Азии - 90%, КНР - свыше 80%. Причем этот показатель выше и во многих странах СНГ: в Беларуси он к настоящему времени превышает 80%, Азербайджане - более 75%, Туркмении и Узбекистане - не меньше 80%.
Объемы же производства нефтепродуктов в России практически стагнируют: по последним данным Минэнерго РФ и Росстата, объем первичной переработки нефти в РФ в январе - июле 2010 г. увеличился только на 4,5% по сравнению с январем - июлем 2009. А вот производство автомобильного бензина за 7 месяцев текущего года сократилось на 1,3%, дизельного топлива - увеличилось на 4,1%, топочного мазута - возросло на 6,3%, нефтяных и сланцевых битумов - увеличилось в целом на 11,6%. Эти данные подтверждают в основном мазутную специализацию российской нефтепереработки, то есть выработку продуктов преимущественно низкого передела, а это в свою очередь "консервирует" технологическое отставание отечественной нефтепереработки от международного уровня. Что и отражается в ассортименте продуктов переработки нефтяного сырья в РФ.
Остается нерациональной схема размещения заводов: до сих пор сибирский и дальневосточный регионы России почти лишены нефтеперерабатывающих мощностей. И только в ближайшие два года заработает во всю первый магистральный нефтепровод, соединяющий Восточную Сибирь и Дальний Восток РФ с другими регионами страны. Это трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан (Тайшет - Тында - Хабаровск - Козьмино). Вдобавок, минимум половина общероссийской сети нефтепродуктопроводов требует реконструкции.
Между тем некоторые крупные российские компании "вкладываются" в проекты по развитию нефтепереработки не только из-за высокого спроса в России и странах бывшего СССР в целом на высококачественные нефтепродукты, но также ввиду более высоких цен на такие товары в международной торговле.
Так, согласно "Стратегии интенсивного роста" компании "ЛУКОЙЛ" на 2007-2016 годы ее перерабатывающие мощности должны увеличиться более чем на треть - до 100 млн тонн в год по сырью. Она завершает сооружение комплекса по углубленной нефтепереработке на Нижегородском НПЗ: объем вложений в этот проект составляет около $600 млн. Та же компания инвестирует $200 млн в модернизацию Волгоградского НПЗ: здесь планируется увеличение выпуска высокооктановых бензинов. Мощность предприятия к 2016 году увеличится с 10,5 до 12-14 млн тонн в год. Это позволит удовлетворить потребности Южного федерального округа в большинстве видов нефтепродуктов. А "Роснефть" планирует в ближайшие годы инвестировать до $400 млн в модернизацию НПЗ в Комсомольске-на-Амуре. В результате этот завод с 2001-2012 гг. будет сориентирован на производство бензина и дизельного топлива (вместо прежней - мазутной специализации). А глубина переработки нефти здесь достигнет 90% против нынешних 70%.