Константин Кинчев: Муками творчества я не страдаю

Почти два года "Алиса" не записывала новых альбомов, сконцентрировавшись на гастролях и записи диска-трибьюта "Выход дракона", посвященного другу-музыканту Александру "Рикошету" Аксенову. Долгожданная премьера назначена уже на 5 ноября, во вместительной "Арене Moscow". Во время последних репетиций Константин Кинчев ответил на вопросы "РГ".

"Твердый знак" получился в стиле "Алисы" - мощным, напористым, иносказательным и размашистым - как по мелодиям, так и по текстам. Если в предыдущем релизе было больше простоты, резкости и декларативности пауэр-металла, то в новом - монументальные мелодии и высокоэнергичные рифы еще более масштабно развивают музыкально-поэтические традиции группы. То в нерв песен контрастно вторгаются проигрыши на клавишных, добавляя им поэтичности и душевной бури - как в треках "Дождь и я" или "Крик". То электронные ритмы лихо мчатся наперегонки с неистовой колесницей ударных и гитарными соло - в "Зоне".

Басист Петр Самойлов вновь запоминаемо поет сверху, его дуэты с Кинчевым поклонники любят еще с их первых совместных "вокальных перекличек" - в поколенческих хитах "Мы вместе" и "Красное на черном". А то, что в инструментарии чаще используются электроника и клавишные (на которых теперь научился профессионально и эмоционально играть и сам Константин Кинчев), также идет на пользу расширению музыкального языка и экспрессивной творческой манере "Алисы". Сам Кинчев - традиционно сдержан в оценках, сосредоточен, не склонен к юмору или пафосу и хвалить себя - как водится - не склонен.

Российская газета: Вы записывали "Твердый знак" дольше, чем предыдущие диски. Ждали, когда сложится особенно нужная для альбома песня, или просто не хотелось отрываться от столь интересной вам работы?

Константин Кинчев: Да вовсе не дольше, практически как обычно. Другое дело, что запись случилась бы быстрее, если бы быстрее закончился ремонт на нашей студии. Уж больно хотелось наконец-то, почти через 30 лет жизни группы, сделать альбом на своей территории, это интересно, комфортно и правильно, тем более что мы очень много сил вложили в эту историю, практически воплотили мечту в жизнь.

Что касается процесса создания песен, то они пишутся, как пишутся, т.е. каждая появляется в свое, данное ей время. Я не умею, не хочу и не стремлюсь подгонять свою душу под альбомы. Более того, это же процесс в некоторой степени мистический, а не заказ "надо сделать альбом". Муками творчества я не страдаю, не пишется - и не надо, пишется - и хорошо. Примерно так.

РГ: В новом альбоме "Алиса" значительно расширила стилистические рамки и хронометраж песен. Вы чувствуете потребность в таком - уже более масштабном композиторском творчестве?

Кинчев: Не знаю. У нас "полотен" - не мало, другое дело, что они разнятся по подаче, что естественно, время-то идет, меняется человек, меняются технологии, да вообще жизнь меняется. И я меняюсь.

РГ: Обложка диска выполнена в концептуальной форме, напоминающей DVD или книгу. Причем внутри - тексты песен. Вам хочется, чтобы оформление ассоциировалось у поклонников именно с томиком стихов или все же - с более бойко раскупаемыми сегодня DVD?

Кинчев: Да нет тут никакой концептуальности, данный формат CD - это обычный формат подарочного издания, тексты же печатаются всегда, и всегда, к сожалению, с ошибками и опечатками, но вряд ли это можно назвать "концепцией".

Если говорить серьезно, то задачей оформления этого альбома была лаконичность, т.е. никаких фотографий, картинок и пр. С этим, как я считаю, художник Миша Ганнушкин справился.

РГ: Следующей страстью после музыки для вас является футбол, где принято после матча обмениваться футболками с игроками другой команды. С кем из современных писателей, актеров, режиссеров, художников и политиков хотели бы поменяться новым диском "Алисы"? И - что получить взамен?!

Кинчев: А зачем мне с кем-то меняться? Все произведения искусства: и книги, и картины, и кино, и музыка есть в свободном доступе, для того, чтобы что-то увидеть-прочитать, достаточно пойти в магазин и купить, а не грузить автора просьбами об обмене, это ж дет ский сад какой-то. Поэтому если что потребуется - пойду и куплю сам.

РГ: Вы были продюсером трибьюта памяти друга - Рикошета. Будете ли продолжать возвращать людям песни уже ушедших из жизни музыкантов?

Кинчев: Нет, не хотелось бы больше этим заниматься. Пусть все живут долго и счастливо.