Единственное на Юге России хореографическое состязание мирового уровня завершилось в Сочи. В нем приняли участие 47 юных танцовщиков из крупнейших балетных школ России и зарубежных стран.
Три тура проходили с 20 октября на сцене городского Зимнего театра. Результаты конкурса оказались для российского молодого балета обескураживающими: ни один из наших танцовщиков в старшей группе не получил ни Гран-при, ни первого места. В старшей мужской возрастной категории российских артистов опередили участники из Средней Азии и Белоруссии. Они получили большее количество баллов, чем выпускник знаменитого Пермского государственного хореографического училища Влад Шумаков, завоевавший лишь третью премию. Гран - при жюри присудило техничному казахстанцу Эльдару Сарсембаеву, вторую премию - Нурлану Конокбаеву, представлявшему Кыргызстан. Слабым утешением для отечественных балетоманов стал лишь тот факт, что педагог главного призера получил закалку в русской хореографической школе.
- Еще в советскую эпоху к нам, в тогдашнюю Алма-Ату, приехали два замечательных наставника из Ленинграда, благодаря которым и возникла казахская балетная система, - рассказал Турсынбек Нуркалиев, художественный руководитель балета Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой. - Эти люди посеяли те семена, которые сегодня дали всходы.
Как выяснилось, по русской системе занимался и юный японский танцовщик Окава Койя (он лишь немногим уступил 18-летнему москвичу Климу Ефимову, победителю конкурса в младшей возрастной группе), и его соотечественница Тереда Мидори, занявшая первую ступень в младшей группе вместе с россиянкой Маргаритой Шрайнер.
Молодой артист из Белоруссии Константин Героник, воспитанник Белорусского государственного хореографического колледжа, награжденный первой премией, также учился у педагогов, вышедших из российской балетной школы.
На пресс-конференции, состоявшейся после заключительных выступлений конкурсантов, критики и мэтры балета попытались проанализировать, что же, собственно, произошло? Почему российская школа, ставшая донором для других, на этот раз не смогла представить танцовщиков, которым бы по плечу оказалась верхняя ступенька пьедестала?
- Нас - девять человек, каждый из которых представляет свою балетную школу и имеет свою точку зрения, - высказался председатель жюри "Молодого балета мира" Юрий Григорович. - Замечательно, что нам удалось вынести общее решение. От русской балетной школы, действительно, изначально идут многие хореографические системы в Азии. Семена упали на благодатную почву - дисциплина, традиции. Сегодня в Азии - огромный интерес к классическому балету, чего не происходит у нас дома, в России: новаторских поисков много, а находок мало.
Маэстро с горечью говорил и о том, что в России перестали активно пропагандировать балет, отечественные СМИ забыли о балете, переключившись на спорт, не пришлось бы, спохватившись позже, снова догонять.
- Слова, свойственные ранее лишь творчеству, сегодня перекочевали в футбол, - сказал Григорович. - Мы говорим: "Какой интеллектуальный гол"! Я ничего не имею против футбола, - это прекрасный вид спорта. Но спорт есть спорт, а искусство - это то, что образовывает молодую душу. И если мы перестаем уделять ему достаточное внимание, значит, будем иметь то, что имеем.
Член конкурсного жюри, известный французский балетмейстер Оливье Пате и солист труппы "Балет Сан-Франциско" Вадим Соломаха отметили слабое место молодых российских артистов - подготовку по современному танцу.
- Они выбрали то, что им близко, но не рисковали, не попытались сделать что-то новое для себя, взять по-настоящему современную хореографию, - сказал Пате. - Я видел многих современных хореографов в Москве, которые вполне в состоянии сделать что-то интересное.
Юрий Григорович с ним не согласился.
- На мой взгляд, артисты оказались лучше подготовлены к новому, чем балетмейстеры, - сказал он. - Технически танцовщик классического балета владеет всеми элементами и современной хореографии. Ну, а талантливые хореографы - это штучная история, вопрос, который остро стоит сегодня во всем мире.
Впрочем, иностранные балетмейстеры подчеркнули уникальность сочинского конкурса как площадки не только для общения, но и для поисков. Не случайно уже второй год оргкомитет "Молодого балета мира" учреждает отдельную премию для современных хореографов за специально поставленные для конкурса номера.