Минэкономразвития и минфин согласовали перечень крупных компаний и банков для приватизации в 2010-2013 гг. Фаворитами этого приватизационного списка видятся российские банки, и начинать надо бы именно с них.
В июле этого года Минфин России обрадовал инвестиционное сообщество намерением провести второй раунд приватизации в 2010-2013 гг., выставив на продажу крупные пакеты унитарных акционерных обществ и госкорпораций. Причина спешки - растущий дефицит федерального бюджета, который минфин намерен хотя бы частично покрыть за счет приватизационной инициативы.
Изначально компаний было 10: "Роснефть", "Транснефть", РЖД, ФСК ЕЭС, "РусГидро", "Совкомфлот", АИЖК, Внешторгбанк, Сбербанк, Россельхозбанк. После согласования из предложенного минфином списка были исключены РЖД и АИЖК. РЖД - потому, что, по словам чиновников, данный вопрос необходимо обсуждать во взаимосвязи с завершением реформы на железнодорожном транспорте, а посему "приватизация государственной идеи" могла бы привести к нежелательным последствиям. АИЖК было исключено из списка ввиду того, что были переосмыслены его социальная роль и коммерческая ценность: первая была признана чрезвычайно значительной, вторая - стремящейся к нулю.
Исключена в итоге из списка и "Транснефть", а ведь пакет ее обыкновенных акций, которые сейчас не представлены на публичном рынке, мог оказаться самым интересным активом. Зато к списку добавились "Аэрофлот", аэропорт Шереметьево, "Росагролизинг", "Росспиртпром" и Объединенная зерновая компания (ОЗК). Также предложено было включить туда "Зарубежнефть", но почти одновременно заговорили и об исключении ее оттуда - по-видимому, по соображениям стратегической важности компании и недопущения конфликта интересов, который может возникнуть при продаже даже блокирующего (25%+) пакета акций.
В течение трех лет Алексей Кудрин планирует выручить не менее 1 трлн рублей: 298 млрд - в 2011-м, 276 млрд - в 2012-м и 309 млрд - в 2013 году. Насколько реалистичны эти планы? Готов ли рынок "проглотить" столь массированные IPO s?
Успех размещения пакетов "Роснефти", ФСК ЕЭС и "РусГидро", по нашему мнению, слишком сильно зависит от текущей общерыночной конъюнктуры, поэтому ставить какие-то жесткие временные рамки в отношении проведения аукционов означало бы не только упущенную выгоду, но и высоковероятную "просадку"рынка соответствующих публичных эмитентов. В этой тройке особенно уязвимой выглядит"Роснефть", которая имеет небезупречный имидж в глазах иностранных инвесторов в свете непрекращающихся судебных тяжб из-за активов "ЮКОСа".
А вот пакеты Сбербанка и ВТБ можно попытаться реализовать даже с премией к рыночной цене. Интерес к крупным российским банкам традиционно значителен и мало зависит от ситуации на рынке - причем среди потенциальных покупателей шансы увидеть как российского, так и иностранного инвестора выглядят равновеликими. Недавняя полугодовая финотчетность двух крупнейших банков России порадовала инвесторов динамичным снижением уровня просрочки по кредитам как физическим, так и юридическим лицам, что позволяет причислить их к наиболее перспективным эмитентам европейского финансового сектора с точки зрения темпов посткризисного восстановления. Зато другая часть списка - за исключением всеми известного и почитаемого "Аэрофлота" - выглядит из рук вон плохо.
25-процентный пакет "Совкомфлота", оцениваемый нами всего в 15 млрд рублей, вносит слишком незначительный вклад в достижение планки в 1 триллион, и, кроме того, учитывая состояние судов российского флота, предпродажная подготовка и road show могут стоить государству приличных денег, которые придется "выкладывать на бочку" заранее, еще не зная результатов размещения.
Привлекательность "Росагролизинга" для иностранного инвестора, учитывая фактическое госрегулирование цен на продовольственном рынке РФ, вызывает большие сомнения: одной из задач компании является "развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции". Если акции выставить на классическое IPO, то, скорее всего, книга заявок не будет заполнена. Такую компанию лучше отдавать в руки частному инвестору во внебиржевом режиме. Правда, продажа контрольного пакета акций "Росагролизинга" запланирована не ранее 2013-2015 гг., и эти отдаленные сроки выглядят достаточно реалистично.
"Росспиртпром" - также детище государства "до мозга костей", и частный инвестор неминуемо столкнется с конфликтом собственных интересов с интересами государственной казны, регулирующей этот рынок. Самое неприятное - это то, что "Росспиртпром" работает на грани безубыточности и имеет непокрытую задолженность перед ВТБ, в счет которой последний хотел реализовать на рынке его обеспечительные активы - в частности, 51% Московского завода "Кристалл". Представить себе "Росспиртпром", "очищенный" от его производственных активов, было бы весьма сложно.
Объединенная зерновая компания, основанная президентом Медведевым и патронируемая первым вице-премьером Виктором Зубковым, имеет те же признаки "института развития", которые стоили АИЖК места в списке приватизируемых компаний. Хотя сами по себе финансовые показатели ОЗК весьма неплохи (по итогам 2009 г. выручка составила около 1,08 млрд рублей, чистая прибыль - 360 млн рублей, а заявленная стоимость чистых активов - 542 млн рублей), достаточно вспомнить, что ОЗК является наследницей Агентства по регулированию продовольственного рынка (АПР), выполняющего функции госагента при проведении государственных закупочных и товарных интервенций на рынке зерна.
Аэропорт Шереметьево обременен незавершенными проектами, но закончил 2009 г. с прибылью около 1 млрд руб. по МСФО. Хотя с точки зрения перспектив IPO актив этот, безусловно, чрезвычайно интересный, государству желательно получить нового акционера и инвестора в одном лице. Это подразумевает, как и в случае с Росагролизингом, продажу путем прямой передачи акций или предложение пакета на инвестиционном конкурсе, а не через биржевое IPO.
Акции ФСК ЕЭС, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, государство готово продавать, когда цена повысится до 50 копеек за акцию. Однако рыночные котировки ФСК не спешат следовать заданным ориентирам: после выхода этой новости цена обыкновенной акции ФСК на ММВБ понизилась с 30,87 руб. до 30,70 руб. Исходя из истории допэмиссий "Роснефти", "РусГидро" и ФСК ЕЭС, мы продолжаем придерживаться мнения, что эти пакеты не должны использоваться в виде red herring (приманки инвесторов), т.к. они таковыми не являются. Все, кто хотел получить хорошие миноритарные пакеты в ФСК, уже реализовали эту возможность в начале сентября, когда сетевая компания размещала допэмиссию на 14 млрд руб. Успешной эту допэмиссию, как известно, назвать нельзя, и мы не видим причин, по которым "попытка N 2" может оказаться прорывной.
Так что если говорить о реальности планов по привлечению в бюджет 1 триллиона рублей уже в ближайшие годы, бесспорными лидерами выглядят только банки.
С них бы и начать!