Бывшие нахимовцы заступились за легендарный крейсер "Аврора"

Около 200 бывших выпускников знаменитого Нахимовского училища (НВМУ) собрались в своей альма матер, чтобы обсудить недавний приказ главкома ВМФ РФ о выводе крейсера "Аврора" из состава ВМФ. Согласно ему легендарный корабль становится "чисто музейным экспонатом".

"Нахимовское собрание", объединяющее как вышедших в отставку, так и продолжающих службу выпускников училища, считает, что это решение не пойдет на пользу флоту в целом и молодым морякам в частности. "Не может быть офицера без воспитания, особенно флотского офицера, - говорится в обращении. - Основа нашего флота - Нахимовское училище. Основа училища - "Аврора", и если передать ее гражданским лицам, то мы уничтожим основу основ".

- Нельзя допустить передачи корабля гражданским лицам, - сказал "Российской газете" Лев Чернавин, контр-адмирал, начальник музея крейсера с 1994 года. - У боевой единицы флота, каковой "Аврора" значилась долгие десятилетия, и филиала Военно-морского музея, каким ему предписывают стать с 1 декабря, задачи абсолютно несхожие. Если мы говорим о необходимости воспитания профессиональных военных, то им никак не обойтись без такого корабля. Где все было подчинено законам военной службы: начиная от ритуалов и заканчивая режимом.

Срочную службу на "Авроре" проходили 30 человек. Это лучшие в своем деле матросы и офицеры. Один из них - капитан 2 ранга Николай Амелько, прослужив на крейсере не один год, недавно уволился в запас. "Нас поставили перед фактом передачи "Авроры" в гражданское ведомство, - говорит он. - Еще в начале лета, до официально обнародованного решения главкома, началась сдача формуляров и всех других атрибутов, а также перевод военнослужащих в другие части".

Но решилась судьба легендарного боевого корабля, похоже, гораздо раньше. Многим в Петербурге памятен скандал с банкетом, организованным в июне 2009-го на крейсере бизнесменом Михаилом Прохоровым. По результатам проверки военной прокуратуры "разрешение на проведение данного мероприятия, выданное воинскими должностными лицами флота, противоречило требованиям общевоинских уставов и создало предпосылки к утрате (повреждению) музейных ценностей".

Чуть позже Прохоров обратился с письмом к главкому ВМФ, предлагая перевести "Аврору" "на баланс города", причем готов был профинансировать это мероприятие из собственного благотворительного фонда. Его предложение военные не приняли. Посчитали, что проще списать корабль "на берег".

Решение

Пускать крейсер "на иголки" флотское руководство не собирается. Символ Октябрьской революции так и останется на вечной стоянке в устье Большой Невки. Сохранится за ним и неофициальный статус "корабля N 1 российского Военно-морского флота". Не боевой единицы, а именно исторического символа.

Свое решение военные объясняют так: держать на крейсере, давно не использующемся по предназначению, военный экипаж - непозволительная роскошь. Флотское командование вынуждено сокращать людей на боевых кораблях. А там минеры, торпедисты, другие морские спецы куда более востребованы, чем на "Авроре". Парадокс ситуации заключается в том, что входивший де-юре в состав ВМФ корабль многие десятилетия обязывал адмиралов комплектовать плавучий памятник полным штатом моряков. Долгое время крейсером командовали капитаны 1 ранга. Разницы между бороздящими моря эсминцами, большими противолодочными кораблями и стоящей у причальной стенки "Авророй" как бы не существовало. Ее чувствовали только экипажи. Одни моряки стреляли, пускали ракеты, несли океанскую вахту, а другие драили палубу плавучего памятника после визита гостей и обслуживали многочисленных экскурсантов.

Теперь двойному статусу героического крейсера положат конец. Из штатной единицы Балтийского флота он превратится в объект исторического наследия - станет филиалом Санкт-Петербургского Центрального военно-морского музея.

Место офицеров и матросов там займут гражданские люди - технические и музейные работники. А сторожить корабль будут сотрудники частного охранного предприятия. Судя по всему, изменится и историческое "наполнение" крейсера. Музейные экспозиции, занимающие сегодня примерно его половину, хотят расширить, а экскурсии по "Авроре" сделать более содержательными.