Роман Карцев рассказал корреспонденту "РГ" о своих книгах, новых ролях в кино и причинах, по которым он считает Санкт-Петербург одним из самых любимых городов мира.
Подарок от Одессы
Российская газета: Роман Андреевич, еду по Одессе в трамвае, а незнакомые люди, узнав, что я из России, рассказывают мне о вас: "Карцев теперь у нас живет, не в Москве! Ему на юбилей квартиру подарили".
Роман Карцев: Правильно говорят! Я на самом деле вернулся домой. 30 лет живу в Москве, но все равно считаю себя одесситом. Каждый год приезжал сюда на "Юморину" и в круизах участвовал. Так что Одессу я никогда не терял. А теперь официально здесь живу. Город подарил мне в прошлом году на 70-летие двухкомнатную квартиру. Такое счастье! Могу приезжать сюда, когда хочу, и отдыхать. Мои дети и внуки могут приезжать, они же не знают Одессу, все выросли в Москве. Дочка приехала, сделала ремонт. По-моему, никто из горожан не осудил власти за такой подарок мне.
РГ: Вы почетный гражданин города?
Карцев: Нет, вот Жванецкий - почетный. Это звание не так-то просто получить. Сложнее, чем квартиру. Я бы хотел иметь украинское гражданство, ведь я здесь родился, но тоже сложно.
РГ: Зато у вас есть звание "Легенда Одессы"! Как вы ходите по городу, вас ведь каждый знает?!
Карцев: Все здороваются. Желают здоровья. Кто-то спросит, как дела, что нового. В Одессе даже незнакомые люди могут остановить любого прохожего, не только меня. Они могут подойти к вам, спросить: "Что такая грустная?" или "Над чем хохочешь?". И начнут свое рассказывать. Здесь такой народ, очень общительный.
РГ: Вы член Всемирного клуба одесситов. В мире несколько таких клубов. Посещаете ли вы их?
Карцев: Нет, только одесский. Теплое место. И люди там теплые. Я им недавно часа полтора читал свои рассказы. Собрались одесские литераторы и очень хорошо принимали. Я почти всех знаю с детства. Говорят, в Петербурге тоже появился клуб, там почетный председатель - Юрий Стоянов. Зайду, когда буду у вас.
Моя публика
РГ: У вас по-прежнему насыщенная гастрольная жизнь?
Карцев: Насыщенной сейчас ни у кого из артистов нет. Разве что у мальчиков, на которых ходят 14-15-летние девочки. Да я и не переживаю. Теперь еду только туда, куда мне хочется.
Очень люблю Украину, в любое время дня и ночи могу туда отправиться, в любой город - большой или совсем маленький. Теперь реже бываю в Прибалтике, в Сибири. У меня сейчас такой возраст, что еду в Америку, Германию, Австралию, чтобы просто повидаться с родственниками, друзьями и заодно выступить. Зато на концерты приходит моя публика. Люди знают, на что идут. Стоя аплодируют, кричат: "Спасибо!" Они соскучились по хорошему юмору, по нормальному слову. По телевизору сейчас совсем другой юмор. Понятно, что жизнь изменилась, артисты шутят так, как, видимо, хочется публике. Но на меня, на Жванецкого ходит другой зритель, наш.
Часто бываю в Ленинграде. Это второй город моей жизни. Питер я обожаю. У меня появился там друг, который вытаскивает меня на концерты. Он уже думает о вечере памяти Аркадия Райкина - в следующем году исполнится 100 лет со дня его рождения.
Любимый Ленинград
РГ: Какие у вас воспоминания о Петербурге?
Карцев: Много воспоминаний - и веселых, и грустных. Девушки, на которых чуть не женился. Друзья, которых уже нет в живых... Помню, как мы шли с одним ленинградцем по Невскому и он рассказывал историю буквально каждого дома!
Я приехал в Питер в 22 года из Одессы. До этого никуда не выезжал. Только с родителями в Молдавии сбивал ящики под виноград, больше нигде не был. И вдруг Ленинград, "королевский" Театр миниатюр Аркадия Райкина! Очень трудно объяснить, что это для меня было...
Скажу, может быть, грубо: мы нахватались там культуры. Эрмитаж, я уже не говорю о театрах! Товстоногова, Акимова, Пушкинский... Мы смотрели все спектакли и всегда дружили с драматическими артистами (до сих пор дружу с Сережей Юрским), все нас знали, любили, приглашали выступать у них после премьер. Потому что мы с Витей и Мишей отличались от всех. Я абсолютно уверен, что никто никогда не повторит тот юмор.
В театре Райкина играли интеллигентные люди. Не дай бог, чтобы от тебя спиртным пахло! Райкин сразу выгонит! Семь лет работы с ним - большая школа, это, можно сказать, два института. Очень профессиональный театр и довольно жесткий. Райкин не учил артистов. Выходи и играй, не можешь - уходи. Ездили на гастроли в соцстраны, играли с Витей миниатюры на венгерском, румынском, чешском. Такое не повторится.
Когда я приезжаю в Питер, на концерт приходят актрисы, работавшие в театре Райкина, - Мила Гвоздикова, которую я привел в театр, Наташа Соловьева. Видимся с Альтовым, уважаем друг друга, творчески мы очень близки. Я считаю его после Жванецкого писателем-юмористом номер два.
Импровизации на бумаге и в кино
РГ: Что-нибудь пишете сейчас?
Карцев: Я написал две книги. В 2001 году в издательстве "Вагриус" вышла моя автобиографическая книга "Малой, Сухой и Писатель". Это о нашей троице - Викторе Ильченко, Михаиле Жванецком и обо мне. Писать начал случайно, никогда этим не занимался. Быть рядом со Жванецким и самому писать - кощунство. Но однажды во время длительного полета из Австралии я написал воспоминания о Вите, примерно на 20 страниц. В редакции прочитали и попросили написать о Райкине... Так и пошло. А года два назад в Одессе вышла книга уже с моими рассказами, миниатюрами, монологами.
Есть время - пишу. В продажу ничего не даю, не хочу, чтобы моя книга валялась на вокзалах. Только на моих концертах ее продают. Публика, которая пришла на меня, книгу купит и прочитает. Скоро должна выйти антология одесского юмора, в нее войдет и моя книга "Родился я в Одессе", я добавил туда новые рассказы. Правда, редакторы решили изменить название на "Приснился мне Чаплин". У меня есть такой рассказ. Чарли Чаплин там грустный, а одесситы веселые, смешные. Я его вожу по Одессе, никто не узнает короля юмора.
РГ: Пишется легко?
Карцев: Когда пишу - легко. Я же не писатель, у меня нет плана - с чего начну, чем закончу. Появится тема - например, муж и жена разводятся, - и пишу. Пишу - как импровизирую на сцене. Все получается спонтанно. Я артист, импровизирующий на бумаге. 50 лет быть рядом со Жванецким - можно уже научиться писать! (Хохочет.) Хотя мы совершенно разные: он глубокий, философ, а я "бытовик", у меня бытовые вещи, но есть очень приличные...
РГ: После фильма режиссера Владимира Аленикова "Улыбка бога, или Чисто одесская история", где вы блестяще сыграли одесского портного, еще в кино снимались?
Карцев: У Говорухина "...В стиле jazz". Скоро фильм пойдет в кинотеатрах. Говорухин позвонил: "Хочешь сниматься?" "Да". - "Ну, напиши себе текст, ты же писатель". Написал. У меня там эпизод - таксист возит по Одессе героя. Правда, он не все взял. Но получилось смешно. Я был на премьере в Одессе, люди смеются. Ну, в Одессе меня со спины узнают. Но, во всяком случае, мне за этот эпизод не стыдно.
Справка "РГ"
Самые известные фильмы, в которых снимался Роман Карцев: "Собачье сердце", "Биндюжник и король", "Небеса обетованные", "Старые клячи", "Мастер и Маргарита".
Владимир Бортко, кинорежиссер:
- Когда я первый раз увидел игру Романа Карцева - хохотал до слез. Я очень рад, что в свое время смог предложить ему роль, которая, по-моему, очень подошла Карцеву. Мы познакомились на съемочной площадке художественного телефильма "Собачье сердце". В ту же минуту, как только увидел его, сразу понял: он актер по призванию.
Позже наши творческие пути пересекались при создании "Мастера и Маргариты", и, признаюсь, я бы с удовольствием поработал с Романом Карцевым еще много-много раз, потому что от работы с этим артистом я получаю истинное удовольствие. Как говорят: на актера нигде не учат, им надо родиться. В случае с Карцевым так оно и есть: у этого человека актерский дар от природы, и с этим не поспоришь.