Всю неделю острые схватки в эфире по поводу Олега Кашина чередовались с умиротворяющими юбилейными программами по случаю дня рождения Людмилы Гурченко. А претензии публицистов к ментам - с праздничным концертом во славу их.
Отдельное: "Театральная повесть в пяти вечерах" Анатолия Смелянского и "Монологи на все времена" Михаила Жванецкого. Но сначала из праздного любопытства...
...Гоголь отдыхал, когда по телевизору шла программа "Нереальная политика" с участием Ксении Собчак и Людмилы Нарусовой. Дамы напоминали Анну Андреевну и Марью Антоновну Сквозник-Дмухановских по степени самовлюбленности. Без слез (сквозь смех) нельзя было смотреть.
...Другие "Девчата" (коллеги Ксении) поделились ценным опытом: кто что носит под джинсами. Колготки были забракованы Туттой Ларсен. Она предпочитает мальчиковые подштанники. Девушки очень смеялись, когда вспомнили об отсутствовавшей Марине Голуб, прикидывая, каких габаритов мальчик мог бы одолжить рейтузы их лучшей подруге.
...Не менее остроумен оказался Борис Моисеев. Отвечая на вопрос любознательного журналиста, отчего он пожаловал на свадьбу Игоря Николаева в одиночестве, сказал: "Меня баба бросила..." И сам засмеялся.
...На той же свадьбе не появилась Алла Пугачева. Или нет. Она не появилась на дне рождения другого Игоря - Крутого. Хотя не исключено, что и наоборот. И совершенно точно ее не было видно на свадьбе племянницы Иосифа Кобзона. Дядя Кобзон пел соло.
...Филипп Киркоров пел Happy Birthday to президенту Януковичу, называя его почему-то Александром.
...Довелось услышать и как поют олигархи.
...Довелось узреть Де Ниро и Ваню-Клода Ван Дамма на семейном торжестве одного из отечественных олигархов.
...Довелось увидеть самого Абрамовича... в шортах, в связи с чем Лера Кудрявцева сообщила, что он тоже - человек. "Как все, как все..." Из чего стало понятно, что олигархи, как и звезды шоу-бизнеса, - тоже люди.
...Люди-то они - люди, но с той оговоркой, что их тусовки все больше напоминают сходняки и "стрелки" семейных кланов во главе с донами, в сопровождении домочадцев и шоу-бизнесовой челяди.
...Передач про Гурченко и фильмов с Гурченко было так много, что я бы не удивился, если бы артистка в один прекрасный момент не погрозила бы мне с экрана пальчиком: "Я тебе попереключаю!"
В четверг, "На ночь глядя" ее расспрашивали Жиндарев и Берман. В пятницу ее угощал Андрей Малахов у себя в студии "Пусть говорят" и одновременно в каком-то элитном ресторане. На канале "Россия К" примерно в то же время актрисой была проведена своя "Линия жизни". В воскресенье у нее было рандеву с Борисом Ноткиным. И это еще не вечер. В грядущую пятницу НТВ закатит двухчасовое празднество "Марковна".
Понятно, что большой актрисы должно быть много на экране. Но тут есть одна запятая. Когда мы имеем дело с актрисой столь экспансивной в мимике, в жестах, в интонациях, как Гурченко, то малейший перебор не может не работать против нее.
Среди многочисленных ее ролей я бы выделил в юбилейные дни ту, что она сыграла в фильме "Аплодисменты, аплодисменты". Там она играет, в общем-то, саму себя - актрису, что сумела наступить на горло своей внешней моторности. Ее партнером в том фильме был Олег Табаков, который сам не понаслышке знает об этой профессиональной проблеме и которому была посвящена "Театральная повесть в пяти вечерах".
Автор театральной "Повести", театральный летописец, телевизионный рассказчик, автор запомнившихся телециклов о Чехове-актере, о Чехове-драматурге, драматурге Булгакове, о МХАТе, Анатолий Миронович Смелянский уведомил телезрителей о желании за многочисленными направлениями театральной деятельности Табакова отыскать его все определяющую стезю. А за многочисленными масками его ролей в кино и на сцене обнаружить его истинное лицо.
То, что мы увидели в продолжении пяти вечеров на канале "Россия К", это не только биография. И не только череда фрагментов из спектаклей и фильмов. И не одни свидетельства благодарных учеников и собратьев по профессии. И не просто исповедь артиста в аранжировке авторских комментариев.
То, что мы видим, - это симбиоз и того, и другого, и третьего. И в результате мы увидели художественно-документальную повесть, которую, возможно, следовало бы назвать "Жизнь лицедея". Притом, как совершенно правильно заметил сам автор, Табаков - лицедей не только на сцене. Он отменный лицедей в жизни, за рамкой сцены, за кадром экрана. Потому и кажется, что он бесконечно лукав, но при этом так неотразимо и обаятельно правдив в своем лукавстве...
Смелянский не случайно обратил внимание на давний упрек Анатолия Эфроса, что актер Табаков слишком стал увлекаться характерностью, что он в этой жадной страсти к перемене личин теряет больше, чем находит.
Олег Павлович спокойно выслушал укор, но объяснил, что "страсть" его не спонтанна, а, пожалуй, осознанна. Что так ему интереснее жить в искусстве. Как интереснее ему в жизни соединять множество обязанностей и возлагать на себя сразу несколько ответственностей.
Что особенно важно, Смелянский, следуя за поворотами биографии своего героя, не забывает о театральном интерьере в широком смысле этого слова. То есть о том, как жил и развивался театр все эти годы, какие случались катаклизмы в цеховой среде, с теми сценическими площадками, на которых он выступал. Ответы и разъяснения человека, который находился внутри минувших драматических ситуаций, проливают дополнительный свет на известные события.
И вправду - сколько было написано по поводу раскола мхатовской труппы. Табаков рассказывает, как это было драматично. Но и сколь это оказалось неизбежным. Он же и ставит диагноз с высоты нынешнего времени тогдашнему кризису советского театра: ничего не получалось, поскольку не было идей.
И тогда становится понятно, почему получалось и у "Современника", и на Таганке, и у "Ленкома", и в БДТ. Были идеи. Хотя бы и ложные. Хотя бы и иллюзорные.
Хорошо было юному Табакову и театру в середине 50-х годов, когда в стране потеплело. На это намекает автор повествования. С этим соглашается его герой.
Им интересно стало жить, получив возможность противостоять советской бюрократии.
Но когда режим рухнул, выяснилось - без очевидного врага работать в публичном пространстве много труднее.
Поломалось время, и до сих пор часы идут неровно, часто останавливаясь... Театр дышит неровно. Но самый последовательный лицедей нашей страны, как это следует из "Повести" Смелянского, встретил свой 75-летний юбилей во всеоружии своего неистребимого оптимизма. Он понимает, что идеи не падают с неба. Они прорастают из повседневной заботы о Театре и работы Театра. Из постоянных поисков сценической радости.
Редакция "Российской газеты" поздравляет своего телеобозревателя Юрия Александровича Богомолова с выходом его новой книги "Игры в людей по-крупному и на интерес" (Издательство МИК).