На заседании комитета в первом чтении рассмотрен проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", который вступает в силу с 1 июля 2011 года.
Необходимость принятия такого закона назрела давно. На одном из заседаний президиума Государственного совета по совершенствованию механизмов реализации полномочий региональными органами власти председатель правительства Владимир Путин назвал задачей номер один - повышение эффективности исполнения регионами своих полномочий. Речь шла об эффективности управления финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. По его словам, во многих регионах на неэффективные расходы по отдельным направлениям приходится до половины и более финансовых средств. Только в прошлом году, согласно данным минрегионразвития, неэффективные расходы в сферах госуправления, здравоохранения, образования и ЖКХ составили 415 млрд рублей.
Именно поэтому потребовалось усилить контроль за использованием ресурсов на местах. Нужен был рамочный закон, который бы не подменял конституцию, не вторгался бы в конституционные права субъектов Российской Федерации, но установил бы четкие и понятные правила игры для всех региональных контрольно-счетных палат.
Законопроектом определяется, что теперь контрольно-счетные органы должны быть созданы во всех субъектах РФ. Еще десять лет назад такие органы существовали лишь в 32 регионах, теперь же они есть практически на каждой территории. На них возложены вопросы финансового контроля за использованием средств региональных и местных бюджетов, через которые проходят бюджетные трансферты. Однако где-то они сильные, где-то они работают внутри законодательного собрания, где-то у них ограниченные полномочия. Все дело в том, что сейчас полномочия органов государственного финансового контроля в основном определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации и законами субъектов РФ.
Кроме того, контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Они взаимодействуют только друг с другом и со Счетной палатой России. При этом работа контрольно-счетных органов не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа.
В субъекте РФ в состав нового органа должен входить председатель, аудиторы и аппарат. В муниципальной региональной палате аудитор не предусмотрен, хотя уставом территории эта штатная единица может быть и внесена.
При расчете штатной численности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, устанавливаемой законопроектом, учитывается численность населения конкретного региона, его доля в консолидированном федеральном бюджете и количество муниципальных образований, которые входят в его состав.
В своей работе региональные контрольно-счетные палаты должны руководствоваться стандартами внешнего государственного финансового контроля, которые разрабатываются и утверждаются Счетной палатой России. При этом законопроектом разрешается принимать в пределах своей компетенции и иные стандарты, регламентирующие их деятельность. Однако хотелось бы заметить, что ни в Федеральном законе "О Счетной палате Российской Федерации", ни в самом законопроекте не содержится определения "стандартов внешнего государственного финансового контроля".
Финансирование региональных контрольно-счетных палат предлагается осуществлять за счет средств территориальных бюджетов.
Наш комитет полагает, что принятие данного законопроекта повысит качество управления государственными и муниципальными ресурсами, укрепит финансовую дисциплину. А также усилит контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и повысит эффективность работы региональных и местных органов власти.