На финансовой "диете" федеральному бюджету придется сидеть до 2015 года. И только потом планируется полностью избавиться от дефицита, сообщил вчера директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Илья Трунин.
Этот разговор состоялся на "круглом столе" "Налоги и экономический рост. Как повысить наполняемость бюджета и не ударить по бизнесу?".
Если же ситуация с дефицитом бюджета окажется "критической", сказал Трунин, то в первую очередь будут еще повышены косвенные налоги - акцизы на табак и крепкий алкоголь. Кроме того, минфин может отказаться от намерения снизить в перспективе налог на добавленную стоимость (НДС). Также обсуждается, что по аналогии с нефтяными экспортными пошлинами в зависимости от динамики роста мировых цен на сырье могут взиматься и экспортные пошлины на никель и другие металлы.
Трунин честно признался, что интересно было бы получить ответ, как, на взгляд экономистов, должно вести себя правительство в складывающихся условиях с бюджетом.
Напомним, в России в 2011 году, по расчетам минфина, налоговая нагрузка составит 34,8 процента ВВП, без рентных платежей - 26,7 процента. Это ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (35,9 процента) и Евросоюза (37,5 процента). Но с приближением 2011 года, когда в стране появится новая система страховых платежей в социальные фонды, акцизов на бензин, налога на добычу полезных ископаемых, в обществе нарастает тревога. Не станет ли это неподъемной нагрузкой на бизнес и не поставит ли под угрозу всю бюджетную конструкцию?
По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, стремление минфина к сбалансированному нулевому бюджету "выглядит странно". "Здоровая экономика допускает дефицит и в 3, и в 4, и в 5 процентов", - сказал он, добавив, что, на его взгляд, минфин излишне перестраховывается, так как "не привык к дефициту, если столько лет жил с профицитом". Экономист предложил дополнительные налоги искать в личных доходах граждан и введении прогрессивной шкалы подоходного налога. "Наша страна не заслуживает нынешней плоской шкалы. 4 процента богатых немцев, обеспечивают 40 процентов бюджета в Германии. И к такому сценарию рано или поздно придется прийти и в России", - заключил Гринберг. Тем более, как он считает, уходить в тень от уплаты налогов по прогрессивной шкале намного сложнее при сложившейся в стране "вертикали".
Еще один резерв "бескровного" пополнения бюджета, по его мнению, лежит в решении "офшорного вопроса". В этом, кстати, его поддержали многие коллеги. По словам сотрудника Центра экономических и политических исследований Алексея Мельникова, топливно-сырьевые компании, а также все компании, которые получают господдержку, должны регистрироваться и платить налоги не в западных юрисдикциях, а внутри страны. И это вопрос не только этики. "Пока они не вернули госденьги, должны платить налоги дома", - подчеркнул он. Мельников считает, что безболезненному увеличению налогов, разумеется, поспособствует и благоприятный инвестиционный климат, специальные налоговые режимы. К примеру, от налога на добычу полезных ископаемых надо уходить в соглашения о разделе продукции. Опыт "Сахалина-1" и "Сахалина-2" показывает, что в специальных налоговых режимах кроется большой потенциал.
Известный экономист Михаил Хазин предложил выдавать организациям, пользующимся офшорами, лицензии и провести инвентаризацию так называемых "эксклюзивных соглашений", заключенных регионами с естественными монополиями. По мнению экономиста, такие соглашения есть не что иное, как попытка образовать локальные офшоры внутри страны. Также, считает Хазин, необходимо ввести высокие налоги на недвижимость - 5 процентов от ее коммерческой стоимости. "Тогда конечная цена упадет, начнется приток инвестиций", - отметил он. Сейчас же сотни тысяч квадратных метров, к примеру, в Москве стоят "мертвым грузом". "Или ты ее продаешь, или платишь налог", - подчеркнул Хазин.
Илья Трунин внимательно выслушал все предложения. Но отреагировал только на одно. Заметил, что единый налог на недвижимость, который должен заменить два существующих - на землю и на имущество, быстро ввести будет крайне сложно. Чтобы не выхолостить изначальную идею, необходимо наладить в стране полноценный кадастровый учет, а затем совместить два вида учета - земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости. "Не факт, что объект недвижимости в соответствии с планом, который существует в органах регистрации, совпадает географически с земельными участками и их планами", - сказал чиновник. Для проведения подобной работы нужно как минимум провести аэрофотосъемку. И сделать это в ближайшее время можно будет только в рамках эксперимента, уточнил Трунин.
В итоге дискуссия сошла на нет, а один из экспертов признался, что "с налогами в стране все будет как всегда". В ответ чиновник заметил: "Как всегда - не значит плохо, а значит то, что в стране проводится последовательная налоговая политика".