Джазовый пианист и композитор Иван Фармаковский представил свой второй диск

Удивительные все-таки люди - джазовые виртуозы. Значительные диски они оформляют скромно, будто бы стесняясь возможной эффектности (в отличие от попсы, предпочитающей яркие тона).

Вот и Иван Фармаковский на обложку своего второго диска The Way Home поместил лишь фото уходящей за горизонт автотрассы. Но на его премьере в столичном ММДМ снова не было ни одного свободного места.

Чтобы стать личностью в современном джазе, нужно долго учиться. А перед стартом сольной карьеры - разыграться в "чужих" биг-бендах и секстетах. Москвич Иван Фармаковский поиграл в них немало, благодаря чему завоевал уважительное отношение Игоря Бутмана, который и помог ему записать в 2008 году дебютный альбом Next To The Shadow. И не только подыграл на тенор-саксофоне, но и организовал запись в Нью-Йорке. Сагитировал американских музыкантов, которые согласились записаться в студии с пока неведомым им русским пианистом во многом благодаря высокой репутации Бутмана в джазовом сообществе США.

Нынешний второй альбом Фармаковского уже полностью самостоятельный. Он сам собирал свой ансамбль из русских музыкантов. Впрочем, один американец в него вновь затесался - неутомимый Дональд Эдвардс. Барабанщик, лихо выщелкивающий из тарелочек шестнадцатые ноты, конечно, не мог не прийтись ко двору свинговой и драйвовой музыке Фармаковского.

 
Видео: Сергей Куксин

Зал был заполнен еще минут за пятнадцать до начала концерта. Среди зрителей оказалось и несколько студентов Академии имени Гнесиных, чье эстрадно-джазовое отделение успешно окончил и сам Иван. Как рассказали ребята обозревателю "РГ", накануне презентации диска The Way Home Фармаковский заезжал в альма-матер. Разыскал педагогов, у которых учился (а среди них был и мэтр джаза Игорь Бриль), благодарил за учебу и оставил билеты на концерт. А те вручили их и своим новым, самым лучшим ученикам.

Компанию Фармаковскому на сцене помимо Эдвардса составили контрабасист Антон Ревнюк и саксофонист Дмитрий Мосьпан. Игорь Бутман остался в запасе. Но все равно был очень доволен: "Я рад, что в альбоме солирует один из моих любимых саксофонистов - тенорист Дмитрий Мосьпан. А присутствие в квартете американского барабанщика Дональда Эдвардса привнесло в музыку разнообразие красок и ритмов. Правильное понимание акцентов, нюансировка, четкий ритм раскрыли наших музыкантов со всех сторон. Блестящая работа!" Так оценил новый альбом недавнего ученика Бутман-старший.

Музыка диска - это бесконечная передача эстафеты от соло рояля к саксофону и ударным, импровизационный накал исполнения тонко приправлен романтизмом и лиризмом основных тем большинства треков, благодаря чему многие пьесы The Way Home (то бишь "Дорога домой") захочется слушать долгими зимними вечерами в компании с любимыми людьми.

Весь концерт Иван Фармаковский редко отрывался от рояля, выуживая из его клавиш все новые идеи и импровизации. Но иногда все-таки вспоминал и про микрофон.

- Моих коллег часто просят: "Сыграйте-ка и популярные стандарты, публике это наверняка понравится!" (беспроигрышные мировые хиты, такие как бессмертная Summertime Джорджа Гершвина. - А. А.). Но не правильнее ли будет самим создавать новые русские стандарты? - обратился пианист к залу. После чего выдал инструментальную джазовую версию песни "Полюшко-поле", а потом показал свое эмоциональное, легкое и солнечное восприятие "Оранжевой песни" К. Певзнера.

И снова был абсолютно прав.