На заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга несколько архитекторов выступили с резкой критикой проекта привокзальной территории Пулково. Между тем основные объекты должны быть сданы уже через два года.
По мнению ряда участников совета, британская компания, три года назад победившая в международном архитектурном конкурсе на создание проекта развития Пулково, практически ушла от первоначальной концепции. Напомним, что исходный вариант предполагал создание двух частей - "старый Петербург" и современной, в виде треугольной площадки с новым аэровокзалом. На сегодняшний день получилось так, что от исторических архитектурных ассоциаций не осталось ровным счетом ничего. Да и "новый Петербург" вызывает у экспертов серьезные нарекания.
Архитектурное сообщество недовольно тем, что у возводимых объектов нет перспективы развития. По их мнению, акцент сделан исключительно на их коммерческом использовании и быстрой окупаемости. Другими словами, у проекта, состоящего из трех отдельных зданий - гостиничного комплекса, бизнес-центра, паркинга, - в настоящий момент нет общей архитектурной идеи. Есть у специалистов и конкретные замечания.
- В концепции не предусмотрены места для стоянки автобусов и такси, неясно, как будут подъезжать к терминалу частные автомобили, не решена проблема соединения объектов с аэровокзалом. Минимальное расстояние от частных парковок до терминала - 800 метров. Пешеходные пути от стоянки к вокзалу не предусмотрены, - подчеркивает рецензент проекта, архитектор Владимир Григорьев.
Для подъезда к вокзалу, по мнению экспертов, спроектирована слишком узкая полоса (ширина не более 150 метров).
- Этого недостаточно для автобусов и такси, если учитывать масштабы нового Пулково, который будет принимать 14-17 миллионов пассажиров в год. Для решения транспортных проблем необходима многоуровневая парковка, - считает архитектор Никита Явейн.
Еще более категоричен его коллега Евгений Герасимов.
- Этот аэропорт очень скоро морально устареет и никому не будет нужен. В данной ситуации нужно либо возвращаться к предыдущему проекту, либо разрабатывать новый вариант на ином уровне, - заявил Герасимов.
Замечания экспертов главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев пообещал учесть и порекомендовал разработчикам приблизить сегодняшнюю концепцию к первоначальному варианту, победившему на архитектурном конкурсе 2007 года. Однако на исправление недочетов времени остается немного.
- Все объекты, расположенные на площади перед терминалом, будут построены к 2013 году, - сообщил генеральный директор управляющей компании Сергей Эмдин.
Консорциум, осуществляющий управление проектом и получивший в концессию аэровокзал, вкладывает в строительство около трехсот миллионов евро. Речь идет о возведении восьмиэтажного гостиничного комплекса на 220 номеров, стоянки на 1,2 тысячи автомобилей и бизнес-центра площадью около 9 тысяч квадратных метров. Сам аэровокзал международного уровня также должен быть готов к концу 2013 года. Его основой станет трехэтажный терминал, расположенный неподалеку от Пулково-1 и связанный с ним галереей.
Земли по соседству со строящимся терминалом город планирует выставить на торги. Площадка будет разбита на две зоны - 36,4 гектара отдадут под деловую застройку, 22,7 гектара - под рекреационную. Продажа лотов стартует в 2012 году и будет продолжаться шесть лет. Власти обещают, что участки будут предлагаться инвесторам уже с инженерной подготовкой и дорожно-транспортной инфраструктурой.
Сегодня рядом с аэропортом ведется бурное строительство. Так, первая очередь бизнес-центра "Пулково Скай" уже введена в эксплуатацию. Возводится и "Аэропорт Сити" - каркасы трех бизнес-центров общей площадью 39 тысяч квадратных метров уже готовы, заканчиваются работы по отделке фасада гостиничного комплекса на 300 номеров. Повлияет ли возможный пересмотр концепции развития аэровокзала на судьбу проектов второй очереди, пока непонятно.
Тем временем
Городские власти всерьез озаботились безопасностью действующего аэропорта. В 2012 году будет закрыта на рекультивацию свалка бытовых отходов на Волхонском шоссе, которая привлекает большое количество птиц, мешающих воздушному движению. По официальной статистике, в прошлом году было зафиксировано 17 случаев столкновения воздушных судов с птицами, в этом году таких инцидентов пять. Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства, размещение объектов, способствующих массовому скоплению птиц, запрещено в пределах 15 километров от контрольной точки аэропорта. Действующая же свалка находится в границах пятикилометровой зоны. Решить проблему призван полигон в Никольском, где к 2012 году будет построен новый мусороперерабатывающий комплекс.