Вчера в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения отправлено уголовное дело о захвате пиратами корабля.
Само дело возбуждено по уголовной статье, которую используют в редчайших случаях, - это часть 3 статьи 227 УК РФ "пиратство". Обвиняемых шестеро - Алексей Андрюшин, Дмитрий Бартенев, Игорь Борисов, Алексей Булеев, Виталий Лепинс и Евгений Миронов. Все они, по версии следствия, были участниками банды, которая в ночь с 24 на 25 июля 2009 года захватила судно "Арктик Си" с российским экипажем. Если суд согласится с версией следствия, то все эти люди получат сроки от 10 до 15 лет и большие штрафы.
По делу о пиратстве уже есть первые осужденные. Так, Мосгорсуд зачитал приговоры двум участникам захвата сухогруза. Это Савинс - так в эстонском варианте звучит фамилия Савин. Он получил 7 лет, и Лунев - 5 лет лишения свободы. В начале ноября 2010 года уголовное дело в отношении еще одного - Демченко - направлено в суд.
Напомним, что сухогруз "Арктик Си" исчез, когда шел из Финляндии в Алжир с грузом леса. Судно после долгих поисков нашел у островов Зеленого Мыса отряд кораблей ВМФ России. Моряки с корабля "Ладный" освободили судно и задержали пиратов, которых потом доставили в Москву. Среди пиратов оказались граждане России, Эстонии, Латвии и лица без гражданства. За исключением Лунева и Савинса, сейчас никто из них не признает своей вины.
Один из первых осужденных - Лунев - полностью признал свою вину и пошел на сделку с правосудием. За это суд рассматривал его дело в особом порядке - не изучал доказательства и не допрашивал свидетелей.
Второй осужденный, Дмитрий Савинс, тоже полностью признал свою вину. Его судил Мосгорсуд этим летом. Уроженец Таллина Савинс на суде заявил, что заказчиком преступления был эстонский бизнесмен Эрик Кросс. Который до этого десять лет возглавлял эстонскую разведку. Организатором захвата Савинс объявил себя и сказал, что был деловым партнером Кросса, который занимался девелоперским бизнесом. Потом у Кросса появились финансовые проблемы, которые бизнесмен-разведчик решил поправить выкупом за захваченное судно.
По словам Савинса, он лично десять месяцев подбирал "кадры". Нужны были авантюристы с криминальным прошлым. Он же готовил будущих пиратов, в том числе и на базе эстонской армии под Таллином. Еще Савинс рассказал, что в организации захвата ему содействовал предприниматель из Германии Сергей Демченко, а гражданин Израиля Алексей Керцбур помогал следить за передвижениями судна. Платить за работу, по его словам, должны были так - рядовым по 20 тысяч евро, ему как организатору - 200 тысяч евро.
Сам Савинс уверял, что сухо груз выбрали случайно, "методом тыка", и в последний момент из-за его тихоходности и низких бортов. При этом первоначально захват планировали в открытом океане у берегов Португалии, но затем решено было использовать более простой вариант.
Но официальная версия о пиратском захвате устраивает не всех. До сих пор бытует версия, что судно везло оружие на Ближний Восток, а израильская разведка якобы попыталась этому препятствовать. Однако это предположение никакими доказательствами не подкрепляется. Была и версия, что захват "Арктик Си" был организован спецслужбами или влиятельной международной преступной группировкой и связан с контрабандой оружия, наркотиков или радиоактивных материалов, что не нашло подтверждений. В своем последнем слове в Мосгорсуде Савинс заявил, что у него тоже есть сомнения в истинной - пиратской цели захвата судна, так как размер выкупа в полтора миллиона долларов является небольшой суммой для Кросса.
Помимо России расследованием захвата "Арктик Си" занималась международная следственная группа из представителей Финляндии, Мальты, Швеции, Латвии и Эстонии. Ее результаты общественности неизвестны.