В среду Госдума продолжила обсуждение бюджета на 2011 и плановый период 2012-2013 годов. Предложенный правительством финансовый план получил одобрение во втором чтении, но...
Эксперты полагают, что скорость снижения бюджетного дефицита зависит исключительно от воли властей. Последние уже должны начать задумываться о возврате "кредита доверия", который получил в кризис бизнес. И здесь важно найти разумный баланс между долгом частных компаний по отношению к государству и необходимостью совместными усилиями проводить модернизацию экономики. Об этом и многом другом говорили во вторник на заседании Экспертного экономического клуба РИА Новости на тему: "Налоги и экономический рост. Как повысить наполняемость бюджета и не ударить по бизнесу".
В условиях кризиса государство проявило милость к павшим - компании в объективно пострадавших от снижения рыночной конъюнктуры отраслях получили льготы на пошлины, смогли перекредитоваться в государственных банках. Пришло время отдавать долги, и экспертное сообщество полагает, что расплатиться придется не только за время кризиса, но и за предыдущие годы, когда крупный бизнес снимал сливки в условиях растущих рынков. Власти довольствовались социальной и экономической стабильностью, не желая угнетать частное предпринимательство повышением налогов или пошлин. Но бюджетный дефицит уже не позволяет с умилением смотреть на процветание крупного бизнеса, когда нужно выполнять обязательства перед гражданами.
Государство уже пошло как минимум на возврат к докризисным требованиям по отношению к отдельным отраслям, например, вернули сниженные на время кризиса пошлины на никель, медь и палладий. Вместе с тем в условиях пусть и растущих после кризиса цен на нефть, но при падающих уровне добычи и запасов правительство одобрило нулевую экспортную пошлину на нефть, добытую на новых месторождениях Восточной Сибири. Внедрение новых технологий во всех отраслях стимулируется налоговыми льготами на инновационное производство.
Правда, все еще остаются отрасли, государственное регулирование в которых по-прежнему осталось на уровне 90-х годов. Толлинг, то есть беспошлинный ввоз сырья, его переработка и опять же необлагаемый вывоз готовой продукции долгое время считался выгодным с точки зрения сохранения производств, рабочих мест, налоговых платежей. Но вряд ли такая схема может считаться инновационной и отвечать задачам как повышения поступлений в бюджет, так и модернизации экономики.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, видит большие перспективы в смысле повышения налоговой отдачи в цветной металлургии, которую в целом пора переводить на принципы других добывающих отраслей в плане взимания экспортных таможенных пошлин - ставки должны быть привязаны к мировым ценам. Металлургам же пора постепенно отказываться от толлинговых схем. "В 90-е годы это был способ сохранить отрасль, но сейчас очевидно, что толлинг уничтожает внутреннюю добывающую промышленность. Нужно объявить, что через три года ставки будут повышены. Нельзя делать это одномоментно - люди все же планируют свой бизнес, но решение должно быть принято", - считает эксперт. А вот единое для всех повышение страховых взносов в Пенсионный и социальные фонды Михаил Делягин оценивает крайне отрицательно: "В результате мы получили регрессивную шкалу, нагрузка увеличилась в первую очередь на средний и малый бизнес, который готов снова уйти в тень".
При повышении налогов с целью увеличения доходов бюджета важно не перегнуть палку - иначе при непродуманном подходе сборы могут упасть. Это может произойти уже при повышении ставок страховых взносов, большая вероятность падения собираемости при принятии решения о повышении подоходного налога, согласен Ярослав Лисоволик, главный экономист Дойче Банка в России. В отдельных отраслях нужно учитывать специфику реального положения дел: "При повышении налогов на газовую отрасль нужно понимать, что хотя определенные резервы в отрасли есть, но это скажется и на инвестиционной программе "Газпрома". А в нефтяном секторе уже просто почти нет разумных вариантов увеличения налоговой нагрузки".
Пока же в налоговой политике государства наблюдается скорее селективное снижение налогов с конкретными целями стимулирования модернизации экономики. Эксперт полагает, что правительству скорее стоит двигаться в сторону унифицирования налогов, отказа от избирательных чрезмерных льгот, таких как толлинг. При этом сборочное производство, действующее по схожему принципу с толлингом (льготный таможенный режим при ввозе комплектующих и вывозе готовой продукции), пока оправдывает себя, привлекая инвестиции.