Эксперты: Антикризисные меры снизили потенциал восстановительного роста экономики

Российская экономика продолжает подниматься с кризисного дна, однако перспективы реализации провозглашенной стратегии модернизации оптимизма пока не вызывают. Такой вывод можно сделать по итогам межрегиональной конференции "Точки роста экономики Большого Урала: условия новой индустриализации", прошедшей в Екатеринбурге.

Губернатор Свердловской области Александр Мишарин, констатируя начавшееся оживление во всех отраслях, как и полагается политику, акцентировал задачи преобразования старопромышленного региона в территорию высоких технологий. Надежду на восстановление экономики высказал и заместитель полпреда президента РФ в УрФО Сергей Сметанюк. Эксперты же, по своему обыкновению, принялись въедливо анализировать детали.

Член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, например, высказал мнение, что в проекте нового федерального бюджета зафиксирована недопустимо низкая норма накопления - 20 процентов, тогда как для реальной модернизации нужно как минимум 30.

Как показывает мировая практика, масштабных государственных вложений требуют не только социальные, но и крупные инфраструктурные проекты - например, транспортные, о которых говорил директор института "Гипротранстэи" Федор Пехтерев. Например, для осуществления планов развития скоростного движения, в том числе на Урале - от Екатеринбурга до Челябинска и Нижнего Тагила, необходимо инвестировать от 12 до 16 миллиардов рублей. А в целом, чтобы железнодорожники в 2020 году могли без проблем вывезти с Урала 40 миллионов тонн дополнительных грузов, требуется вложить 70 миллиардов. Пока дорога развивается за счет собственных ресурсов, опираясь при этом на действующую систему.

Однако прежний советский опыт в условиях современной экономики вряд ли пригодится. По мнению экспертов, России необходимо преодолеть страх перед масштабным финансированием хозяйства и создать новую систему поддержки крупных инвестпроектов.

Впрочем, огромных вложений требуют далеко не все преобразования. Как заявил генеральный директор екатеринбургского аэропорта Евгений Чудновский, для того, чтобы дать импульс развитию внутрирегиональных авиаперевозок, необходимо всего 1,5 миллиарда рублей. Это поможет разгрузить московский авиаузел - а по сути разрубить гордиев, на распутывание которого предполагается потратить вдвое больше.

Некоторые отраслевые программы модернизации вступают в конфликт друг с другом. Так, прогнозируя неизбежный рост тарифов на электроэнергию, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов предложил промышленникам снижать ее потребление. А те, в свою очередь, вновь назвали одним из главных препятствий для модернизации высокую плату за подключение к сетям. А также предложили эксперту учесть при дальнейшем анализе растущий уровень "откатов" в естественных монополиях.

В третьем квартале 2010 года, отметил эксперт Александр Ивантер, восстановительный подъем отечественной экономики практически остановился. Если судить по инвестициям и динамике промышленного производства, в индустриальных регионах, в том числе и на Урале, кризис "застрял". И это один из результатов государственных мер, которые смягчили потрясения для банков и населения, но снизили потенциал посткризисного экономического роста.

Честный подсчет, по оценке Натальи Зубаревич из Независимого института социальной политики, показывает, что инвестиционный спад во всех уральских регионах продолжается. Не компенсировано пока и произошедшее в кризис сокращение реальных денежных доходов и оборота розничной торговли. Все это также, считает эксперт, препятствует провозглашенной реиндустриализации Урала.

В то же время, отметил генеральный директор аналитического центра "Эксперт-Урал" Дмитрий Толмачев, динамика лизинга, который за первую половину 2010 года вырос на 44 процента, и стремление прибыли к докризисному уровню подтверждают происходящее оживление. Сохранились две трети инвестпроектов и появились новые. При этом самыми "живучими" оказались сравнительно небольшие, в том числе инновационные, проекты.