Факторинг подвел итоги девяти месяцев работы. Согласно исследованию Ассоциации факторинговых компаний объем рынка достиг 304 млрд рублей и продолжает ускоренно расти, что позволяет экспертам прогнозировать на конец года увеличение оборотов до 500 млрд рублей. Таким образом, в нынешнем году объем российского рынка факторинга вырастет более чем на 50% по сравнению с 2009 годом.
В третьем квартале оборот российского факторинга увеличился на 64% по сравнению со вторым кварталом. Факторингом воспользовались свыше 2600 компаний при расчетах с более чем 10 700 дебиторами. Российские факторы, принявшие участие в сборе статистики (на них приходится около 93% оборота рынка) за 9 месяцев этого года привлекли 745 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 4599 новых дебиторов. Всего же в этом году свыше 1,8 млн поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга.
Факторинг с регрессом по-прежнему основной продукт рынка. Его доля в обороте - 76%. Доля факторинга без регресса растет медленно. За третий квартал она увеличилась всего лишь на 0,8%. И совсем незначительную долю продолжает занимать международный факторинг - около 0,8%.
Основные тенденции рынка, характерные для второго квартала, сохранились и в третьем. В первую очередь это рост конкуренции за счет снижения цен. То есть демпинг на рынке факторинга продолжается. "К сожалению, конкурентная среда не изменилась. На рынке царит демпинг и перетаскивание клиентов, в основном поставщиков крупных торговых сетей. Новые участники рынка загоняют факторинг за грань рентабельности своими подходами к продажам и ведению бизнеса", - утверждает вице-президент Промсвязьбанка Виктор Носов. По мнению Корнелиу Робу, заместителя председателя правления Банка НФК, нынешняя ситуация, связанная с применением преимущественно метода ценовой конкуренции между факторами, приводит к тому, что классический факторинг (для которого характерно не только финансирование под уступку прав требований, но и управление дебиторской задолженностью) подменяется кредитованием под залог дебиторской задолженности без оказания иных факторинговых услуг. "Такая ситуация в первую очередь обусловлена тем, что банки оказались в сложном положении в связи с избытком короткой ликвидности и дефицитом надежных заемщиков, и задача разместить короткую ликвидность для банков стала задачей номер один", - объясняет он.
То есть избыточная ликвидность продолжает давить на банковский сектор, заставляя банки придерживаться агрессивной политики на рынке факторинга. "Доступ к относительно недорогому фондированию позволяет нам оставаться конкурентоспособными и активно увеличивать свою долю на рынке. Активный рост нашего портфеля в третьем квартале (с 4 до 6 млрд рублей) был обеспечен прежде всего за счет предложения упрощенных программ постановки на обслуживание и финансирование для поставщиков розничных сетей, - признает руководитель службы маркетинга "ВТБ Факторинг" Владимир Ланев. - Наши прогнозы по работе с торговыми сетями - самые оптимистичные, мы продолжим расширять сотрудничество с данным сегментом рынка и будем активно наращивать наш факторинговый портфель в этой области".
В результате агрессивного захвата распределение долей рынка среди основных игроков изменилось. Лидерство сохраняет Промсвязьбанк, однако его доля снизилась с 29,6% до 28,46%. На второй позиции Альфа-банк, увеличивший свое присутствие с 9,42% до 10,38%. Далее идет НФК, удержавший свою долю рынка. Затем ТрансКредитФакторинг - усиливший свои позиции с 7,81% до 8,48%. На пятой строчке теперь "ВТБ Факторинг" с 7,23% долей рынка.
Еще одной текущей тенденцией участники рынка называют рост спроса на факторинг, а также приток новых клиентов. Значительно увеличить клиентскую базу позволяет либеризация требований со стороны факторов, снижение тарифов, а также внешние причины - выход клиентов на предкризисные объемы производства, подготовка поставщиков к сезонному всплеску спроса на их продукцию и более активная деятельность компаний в части привлечения заемных средств.
По мнению факторов, рост рынка в четвертом квартале продолжится примерно на 25-30% в основном за счет сезонного всплеска продаж. "Объем продаж основных клиентов, пользующихся услугами факторингового обслуживания, имеет сезонность. Считается, что наибольший спад в факторинговой деятельности происходит в январе и летние месяцы, что связано со снижением деловой активности, вызванной новогодними праздниками, и периодом отпусков. Второе полугодие чаще всего является наиболее плодотворным для факторов по привлечению новых клиентов и развитию работающих", - объясняют в Альфа-банке.
Традиционно осенью начинается подъем факторингового рынка, поэтому все факторы сейчас говорят о безусловном продолжении роста портфеля и оборотов. "В период октябрь-январь 2010 года, большинство поставщиков ожидают "большого сезона" на докризисном уровне, то есть прирост оборота от 40 до 100%. Можно предполагать, что в четвертом квартале у нас будет наблюдаться прирост оборота относительно третьего квартала на 20-30%", - ожидает Юрий Бабушкин, заместитель генерального директора "ТрансКредитФакторинг". Еще смелее прогнозы в Промсвязьбанке: "По нашим оценкам, рост факторингового оборота в четвертом квартале составит около 40% по сравнению с прошедшими месяцами этого года".
По мнению Владимира Ланева, именно четвертый квартал, как наиболее активный период в году, определит дальнейшую траекторию посткризисного восстановления отрасли и позиции основных игроков.
Перспективы у этой отрасли, судя по озвученным инвестиционным программам, самые радужные. Более половины компаний заявляют о существенном росте инвестиций в факторинг, еще треть сохранят вложения на уровне 2010 года. "Безусловно, мы планируем в 2011 году определенное инвестирование в развитие компании. Основные средства будут направлены на продвижение и развитие IT-обеспечения. Объемы инвестиций будут больше, чем в 2010 году", - признают в "ТрансКредитФакторинг". В "Петрокоммерц" также будут увеличивать вложения в факторинг: "Мы планируем увеличить инвестиции в развитие в 2011 году. Сейчас у нас сложилось понимание того, что объем инвестиций в развитие в следующем году будет существенно выше, чем в 2010 году". Русская факторинговая компания в ближайший год планирует увеличение затрат на IT-сопровождение и развитие клиентских сервисов, в остальных направлениях пропорции инвестиций сохранятся. "Развитие факторингового рынка предполагает увеличение инвестиций всех игроков, желающих сохранить свои позиции. Мы планируем более чем существенный рост инвестиций в развитие", - объявляет "ВТБ Факторинг".