Экономисты подсчитали, что для поддержания устойчивого роста ВВП России на уровне 4-6% в год до 2020 года число трудоспособных россиян должно составлять 80-90 млн человек. Таким образом, для нормального развития экономики в 2020 году России потребуется 10-20 млн трудовых мигрантов.
И избежать этого никак нельзя, об этом свидетельствует богатый опыт развитых стран. Сможет ли Россия в ближайшее время обеспечить столь масштабный приток мигрантов, который снимет остроту демографической проблемы, а также даст значительный экономический эффект? Сейчас это представляется маловероятным в силу отсутствия четкой и системной политики, направленной на привлечение и интеграцию необходимых для страны рабочих рук, и отсутствия общественного консенсуса в отношении иммиграции.
О том, как решить эту проблему, говорили участники слушаний "Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России" в Общественной палате РФ.
По словам президента "ОПОРЫ России" Сергея Борисова, проблема существенного сокращения численности трудоспособного населения особенно остро стоит перед отечественным малым и средним бизнесом. Он напомнил, что руководством страны поставлена задача увеличить к 2020 году число занятых в отрасли с 22% до 67% от общего числа населения. "Малый бизнес должен прийти в разные секторы экономики и обеспечить 50% ВВП вместо 21% сегодняшних", - подчеркнул Сергей Борисов. Такая амбициозная задача, по мнению участников слушаний, предполагает неизбежность привлечения в Россию большого числа трудовых ресурсов из-за рубежа. Опрос предпринимателей, проведенный экспертами, показал, что три четверти компаний испытывают дефицит рабочей силы на локальных рынках труда.
Сергей Борисов озвучил предложения "ОПОРЫ России", изложенные в проекте концепции, разработанной Автономной некоммерческой организацией "ОПОРА Дружбы" совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими центрами.
Концепция, в частности, предусматривает: совершенствование системы квот на привлечение иностранной рабочей силы; создание механизмов оценки потребностей рынка в иностранной рабочей силе по отраслям и регионам; создание необходимых условий пребывания мигрантов путем предоставления им комплекса необходимых услуг; реализацию программ их адаптации, а также устранение ряда административных барьеров при получении разрешения на работу.
Кроме того, в концепции содержатся предложения по улучшению условий для внутренней миграции трудового населения России. Ставя перед собой задачу решать проблему безработицы в отдельных городах и регионах посредством содействия в переселении людей, необходимо отдавать себе отчет в том, что для этого потребуется реализация очень дорогостоящих и длительных по времени программ, подразумевающих создание высокооплачиваемых рабочих мест и предоставление жилья в регионах приема.
Между тем в проекте концепции отмечается, что России нужны лишь определенные категории мигрантов. По крайней мере облегченный режим регистрации и получения разрешения на работу должны получить только квалифицированные иностранцы. Для определенных категорий мигрантов, по мнению С. Борисова, целесообразно заменить процедуру получения разрешения на работу простой покупкой трудового патента.
Однако готово ли коренное население страны к такому вынужденному гостеприимству? Не секрет, что современная Россия больна такими социальными недугами, как национализм и ксенофобия. Низкий уровень жизни россиян порождает страх перед иностранными "конкурентами".
Вот почему, по мнению Сергея Борисова, важно с помощью различных инструментов менять точку зрения россиян, которые воспринимают мигрантов "если не как оккупантов, то как серьезных конкурентов на рынке труда".
Представленная Концепция не первая в истории решения проблемы мигрантов, в декабре на Правительственной комиссии будет рассматриваться проект Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, разработанной совместно ФМС, ВЦИОМ и другими организациями. Концепция предусматривает либерализацию миграционного законодательства.
Понятно, что, сокращая квоту, не всегда можно добиться сокращения количества мигрантов. Есть вероятность, что таким образом вырастет процент нелегалов. Более того, механизм квотирования не всегда работает. Систему нужно оптимизировать, поскольку малые предприятия сталкиваются как с бюрократическими проблемами, так и с трудностями в области прогнозирования необходимой рабочей силы.
По словам главы ФМС Константина Ромодановского, когда речь идет о крупном бизнесе и тысячах привлекаемых работников, система квотирования должна работать. Но в ситуации с малым и средним бизнесом необходим более гибкий подход. Система, по его оценке, требует серьезной доработки, при этом России необходим "хороший миграционный менеджмент".
Между ФМС и "ОПОРОЙ России" было подписано соглашение, которое позволит регулировать вопросы миграционного законодательства в части трудоустройства иностранных граждан. Реализация документа поможет сделать более свободным и прозрачным диалог между государственной структурой и организациями малого и среднего бизнеса.
А как быть с двумя концепциями, как они будут конкурировать в высших инстанциях? По словам начальника анализа и планирования Организационно-аналитического управления ФМС Татьяны Абрамкиной, Концепция ФМС будет представлена на рассмотрение Правительственной комиссии уже в декабре, при этом правительство в целом уже ее одобрило, но указало на ряд недостатков. Исправить их поможет документ, предложенный бизнес-сообществом.