Эксперты: ПЧП может стать эффективным инструментом привлечения бизнеса к развитию социальных объектов

Может ли детский сад быть успешным бизнес-проектом и выгодно ли отечественному предпринимателю развивать социальные виды бизнеса? На эти и другие вопросы попытались ответить участники "круглого стола", посвященного проблемам законодательного обеспечения публично-частного партнерства (ПЧП) как эффективного инструмента развития и модернизации объектов социального назначения.

По мнению экспертов, в развитых экономиках 75-80% всех проектов, реализуемых на принципах публично-частного партнерства, как совокупности форм взаимодействия муниципальной власти и частных предприятий, приходится на объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения. По словам консультанта Немецкого общества по техническому сотрудничеству Федерального министерства финансов Германии Вальтера Штока, сегодня в Германии наиболее привлекательными для реализации проектов публично-частных партнерств являются школы, детские сады, учреждения культуры и спорта, административные здания властно-распорядительных органов, а также объекты дорожной инфраструктуры и транспорта.

Несмотря на то, что в России развитие института публично-частного партнерства также включено в экономическую политику государства, как на федеральном, так и на региональном уровне, последнее не оказывает заметного влияния на процесс формирования и совершенствования законодательной базы, а практика успешной реализации публично-частных проектов носит фрагментарный характер.

Сегодня, в условиях растущих дефицитов региональных и местных бюджетов, именно публично-частные партнерства могут стать эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации социальной инфраструктуры.

"Почему именно публично-частное партнерство? - задается вопросом руководитель проекта "Детские сады - детям", депутат Государственной Думы - член Комитета по собственности Екатерина Семенова. - Потому что партнером бизнеса является не только государство, но и муниципалитеты, и общественные институты. В настоящее время, когда президент поставил задачу модернизации российской экономики, развитие института ПЧП, на мой взгляд, является одной из актуальных тем в современной экономической жизни. Через ПЧП можно решить, как общую задачу ускоренной модернизации экономики в целом, так и более локальные, в частности, проблему сохранения, развития и модернизации детских садов и дошкольных учреждений".

При реализации проектов на условиях ПЧП, государство привлекает и частный бизнес для реализации своих собственных задач, которое оно не может решить одномоментно в рамках имеющихся бюджетных ограничений. ПЧП, по своему экономическому содержанию, является альтернативой прямому бюджетному финансированию, прямых капитальных вложений. Механизмы ПЧП реализуются через базовую конструкцию по привлечению частных инвестиций в различные виды общественной инфраструктуры и публичных услуг.

Развитие механизма взаимодействия государства и бизнеса, по мнению экспертов, является важнейшим условием формирования эффективной экономической политики государства, которое способно обеспечивать и модернизацию экономики, и переход на инновационный путь развития.

Участники "круглого стола" отметили, что на местном уровне ПЧП пока не оказывает существенного действия. "В каждом регионе узким местом является нехватка детских садов, - отметил координатор проекта "Детские сады - детям" Андрей Воробьев. - Только муниципальная власть проблему дошкольного образования решить не в состоянии. Здесь есть огромное поле деятельности для малого бизнеса, для государственно-частного партнерства".