Владимир Бортко: Меня заинтересовала история любви Марии Кантемир и Петра Первого

В городе на Неве Владимир Бортко снимает фильм "Петр Первый. Завещание". В главной роли - Александр Балуев. О своей новой картине петербургский режиссер рассказал корреспонденту "РГ".

Российская газета: Несколько месяцев назад вы говорили, что не можете найти деньги на масштабный проект о Петре Первом, и пока перешли в театр. В "Балтийском доме" поставили спектакль "Молот ведьм". И вот известие о том, что наконец-то снимаете фильм.

Владимир Бортко: Благодаря телеканалу "Россия" я вернулся к своей основной профессии. Вместе с тем, надеюсь, что еще поработаю на сцене. Что касается Петра, то у меня не раз появлялась мысль снять фильм об этом человеке. Но меня интересовала не вся биография российского государя, а последние годы его жизни. Хотя мы не ставили цели точно придерживаться хронологии событий. Это не историческое исследование. Но принципиально, как мне кажется, попытаться, насколько возможно, передать масштаб и значение личности одного из величайших реформаторов нашей страны. Вот результаты его деятельности. Итог Северной войны: в состав России вошли Лифляндия, Эстландия, Ижорская земля с городами Нарвой, Ревелем (Таллин), Ригой, Выборгом - и входили три сотни лет. Это контроль над Балтикой, безопасность России и выход в Европу и мир. Итог Каспийского похода: Россия приобрела западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку. И удерживала их триста лет. Петр построил новую столицу России Петербург - символ укрепления России в Европе. Да и просто один из красивейших городов мира. Кто приглашал к нам лучших мастеров и архитекторов со всего мира? Кто заложил уральские заводы? Петр. Образование и наука в России - Петр, и, как говорится, и прочая, и прочая... По сути, мы продолжаем жить в его государстве.

С другой стороны, это рассказ о больном, одиноком человеке, обеспокоенном, кому оставить то наследство, которое он приобрел. А верные в прошлом соратники теперь, увы, больше озабочены проблемой собственного существования после его смерти. Так кому же оставить все?

Последняя любовь Петра

РГ: Верно, что за основу вы взяли роман Даниила Гранина "Вечера с Петром Великим"?

Бортко: Меня заинтересовала история любви Марии Кантемир и Петра Первого, которую я прочитал у Даниила Александровича. Раньше я об этом не знал. Петр одинок. Наследников нет. Появляется девушка, которая прекрасно его понимает. Мария была намного младше государя, стала его последней любовницей. Он даже хотел развестись с Екатериной и жениться на Марии, но не получилось - ее отравили. Княжна осталась жива, однако потеряла ребенка.

РГ: Кто играет Марию?

Бортко: Лиза Боярская. Кстати, ее отца, князя Кантемира, сыграл Михаил Боярский. В роли его молодой жены - Анна Ковальчук.

РГ: Боярский теперь снимается редко, но вам не отказывает.

Бортко: Наверное, ему интересны роли, которые я предлагаю. Мы дружим уже лет 30, если не больше, я с удовольствием снимаю его, когда есть для него роль, считаю, что он замечательный актер. С удовольствием снимаю и Ивана Краско. Сейчас он сыграл небольшую роль мастера фейерверков.

РГ: Когда писали сценарий, наверняка видели, кто какую роль у вас сыграет?

Бортко: Я хотел, чтобы Меншикова сыграл Сергей Маковецкий, так он и сыграл. А Сергей Шакуров - князя Ромодановского, Александр Филиппенко - графа Толстого, начальника Тайной канцелярии. Это ближайшие соратники Петра. Екатерину играет замечательная актриса Ирина Розанова. Актеры очень хороши. На роль Петра были пробы, в отличие от тех, кого я назвал. И я очень рад, что эту роль играет Александр Балуев.

РГ: Кто из актеров стал для вас открытием, удивил?

Бортко: Мне 64 года, я 40 лет в кино, меня удивить трудно. (Смеется). Я снял петербургских артистов, занятых в моем спектакле "Молот ведьм". Галина Жданова играет одну из фрейлин Екатерины, Александр Кудренко - французского короля Людовика XV, Ефим Каменецкий - Нартова, личного токаря Петра, а Валерий Соловьев - обер-прокурора Ягужинского.

В исторических интерьерах

РГ: С кем вы писали сценарий?

Бортко: С Игорем Афанасьевым. Он режиссер, сценарист, живет в Америке. Я рассказал ему эту историю, он сочинил сценарий, а потом мы вместе "доводили" его.

РГ: С Граниным советовались?

Бортко: А как же! Даниил Александрович даже у нас на съемках был.

РГ: Кто написал музыку?

Бортко: Владимир Дашкевич. Мы много работали вместе: "Собачье сердце", "Афганский излом", "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" - фильмов семь-восемь.

РГ: Над картиной "Тарас Бульба" вы работали три года, а здесь сняли так быстро, что никто и не заметил! Там у вас была огромная массовка - тысяча человек, а тут?

Бортко: Было как-то раз человек 100. Поскольку это телевизионное кино и очень мало на него денег, стало быть, работать надо быстро.

РГ: Полнометражный фильм не сделаете?

Бортко: Думаю, нет. Наша история предполагает длинное повествование, характерное для телевидения, но не для кино. Романная форма. У нас, в основном, все снято. Осталось захватить в январе зимнюю натуру. Уже начал монтировать.

РГ: Когда увидим фильм?

Бортко: В мае 2011 года - ко дню рождения Санкт-Петербурга на канале "Россия".

кстати

Каспий на Финском заливе и баня в павильоне

О том, какие трудности испытала съемочная группа, "РГ" рассказал художник-постановщик картины Владимир Светозаров, постоянный соавтор Владимира Бортко в кино и театре:

- Задача была невероятно сложная: практически без подготовительного периода за два месяца снять четыре серии про Петра Великого. С реквизитом, предметами быта петровской эпохи помог ленфильмовский склад. На студии построили декорации, которые невозможно найти "живьем". Допустим, баня Петра есть в Петродворце, но там ведь нельзя поливать водой, пускать пар. Или каспийский поход Петра Первого. В советское время такие сцены мы снимали на Каспийском море, экспедиция была элементарной для любой картины. Сейчас же Каспий снимали на Финском заливе. Нужен был корабль. Мы договорились с парусником "Мир", который стоял в это время в петербургском порту на Университетской набережной. Все было здорово. Но тут Бортко сказал, что корабль должен стоять носом в море, потому что видны Исаакий, здания на другой стороне Невы. Нам пошли навстречу и поставим парусник, как надо. Однако выяснилось, что тогда он попадет в зону таможенного и паспортного контроля. Каждый рабочий-декоратор должен иметь загранпаспорт, каждую доску нужно проводить через контроль. И тогда на "Ленфильме" боевая бригада Ирины Успенской за три дня построила фрагменты корабля: огромный кусок палубы - около 120 квадратных метров, кусок мачты, корабельные аксессуары, снасти.