Статистика антимонопольных органов показывает, что процедура госзаказа - бесспорный лидер по количеству нарушений со стороны органов государственной власти. На втором месте - выделение земельных участков. Тема нашего интервью с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимиром Ефимовым - нарушение антимонопольного законодательства муниципальной и федеральной властью.
- Какие именно органы государственной власти вы проверили?
- За этот год мы проверили ряд департаментов города Москвы, в том числе департамент земельных ресурсов, департамент жилищной политики, департамент транспорта и связи. Подробный план проверок Московского УФАС России находится на нашем сайте.
- Наверняка нашли нарушения в их действиях?
- Наибольшее количество признаков нарушения антимонопольного законодательства выявлено в действиях департамента земельных ресурсов, которые заключаются в том, что данным департаментом в нарушение процедур, установленных Земельным кодексом, выделялись земельные участки под жилищное строительство без проведения аукционов. В настоящий момент мы возбудили соответствующие дела, в рамках которых проводим проверку выявленных фактов.
- В каких сферах нарушений антимонопольного законодательства органы власти совершают больше всего - государственный заказ, ограничение конкуренции, предоставление государственных преференций?
- Бесспорный лидер - госзаказ. Если брать ежегодную статистику, то каждый год количество процедур размещения заказов, в которых мы фиксируем нарушения, увеличивается в полтора-два раза. За этот год мы уже зафиксировали больше двух с половиной тысяч процедур, которые были проведены с нарушением правил, установленных 94-м законом. Есть процессуальные нарушения, не очень существенные, к примеру нарушение сроков. А где-то мы отмечаем очень грубые нарушения, связанные с необоснованным недопуском, либо, наоборот, необоснованным допуском участников размещения заказа, которые умудряются потом становиться победителями.
Также большое количество нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Они связаны с тем, что управы районов не проводят конкурсы по выбору управляющих компаний в тех домах, где граждане не реализовывают способ управления.
В свое время прошла кампания по выбору управляющих компаний. Как она проходила, все мы прекрасно знаем. Собирались псевдособрания, на которых выбирали ДЭЗ. Были и другие случаи, когда собраний вообще не было. Так создавали ТСЖ в многоквартирных домах. Но это уже сфера полномочий органов прокуратуры. Мы же проверяем те дома, где собранием выбрана управляющая компания, и граждане должны с ней заключить договор управления. Если большинство указанный договор заключили, то это легитимизирует состоявшееся собрание. Но наш анализ показал, что дома, где хотя бы с половиной собственников подписаны договоры, - единичны. Кроме того, в городе не оказалось практически ни одной управы, которая бы осуществляла контроль за реализацией способа управления, и в случае если этого не происходит, провела бы конкурсы по выбору управляющей компании. В настоящий момент мы завершаем дела в отношении почти ста управ, выдаем предписания о проведении конкурсов и о необходимости разработать систему контроля за реализацией способа управления.
- Есть ли лидеры-нарушители среди управ?
- Явных лидеров нет. Если рассматривать ЖКХ, то в отношении практически каждой управы были возбуждены дела. Если говорить о госзаказе, то безусловным лидером в свое время была префектура Юга, на которую поступило самое большое количество обоснованных жалоб.
- С появлением электронных аукционов, как одной из форм размещения государственного заказа, нарушений должно быть меньше?
- Количество нарушений будет минимизировано потому, что сокращается субъективное влияние комиссии заказчика на принимаемое решение. Электронный аукцион построен по принципу анонимности, заказчик не знает, какая организация подала заявку. На первом этапе он только проверяет соответствие предложения тому техническому заданию. Нарушений (необоснованный недопуск, либо допуск) на этой стадии должно стать в разы меньше, нежели при обычных аукционах. Однако загадывать не хочется. Электронных аукционов пока очень мало для того, чтобы говорить о какой-то системности. Ведь полноценно запустили электронные торги только 1 июля. Мы полагаем, должно стать лучше, потому что возможности для злоупотреблений у заказчиков стало существенно меньше.
- Какие санкции могут быть применены к нарушителям? Насколько они серьезны?
- Наказывают рублем - от минимального штрафа в 3 тысячи рублей за утвержденную документацию с нарушениями до 50 тысяч рублей за необоснованный допуск или недопуск участника размещения заказа. Поэтому когда каждый член комиссии выложит из своего кармана по 50 тысяч рублей, то, честно говоря, многие потом десять раз подумают, прежде чем ставить свою подпись под протоколом.
- А может быть, их куда-то в черные списки заносить?
- Думаю, что профилактические меры вполне достаточны. Потому что повторных нарушений практически нет. Как правило, люди попадаются один раз. Бывает и несколько штрафов на одного члена комиссии. Но это происходит в основном по результатам плановых проверок, когда мы проверяем все процедуры размещения заказов за определенный период.
- К нарушителю предъявили санкции. Как развиваются события дальше?
- Если в результате нарушений участника размещения заказа не допустили к участию в торгах, мы даем предписание допустить. Либо, наоборот, если кого-то допустили незаконно, то мы снимаем его с дистанции.
Если в самой документации содержатся грубые нарушения, которые могли бы ограничить перечень лиц, которые пришли на аукцион или на конкурс, то, соответственно, дается предписание о внесении изменений в документацию и о продлении срока подачи заявок, т.е. по сути о проведении торгов заново. Торги начинаются заново для заказчика, но уже с соблюдением требований 94-го закона.
Большинство заказчиков повторные однотипные нарушения не совершают. Если говорить про московских заказчиков, то у них очень редко встречаются нарушения, связанные с документацией. Дело в том, что правительством Москвы утверждена типовая документация, ее неоднократно проверяли и мы, и центральный аппарат. И все те нарушения, которые могли бы быть, уже устранили через тендерный комитет.
Что касается незаконных действий комиссии, то они действительно встречаются. Есть нарушения - выдаем предписание, привлекаем к административной ответственности. Нет нарушений, молодцы, проводите процедуру дальше.
- Как часто органы госвласти повторно нарушают антимонопольное законодательство?
- За практику моей работы в управлении у нас был только один такой орган власти - департамент жилищной политики, который исполнил наше предписание частично. При этом часть нормативных актов, которые противоречили антимонопольному законодательству, были отменены. Но взамен их приняты новые, которые, по сути своей, содержанию, повторяют старые. К сожалению, то нарушение, которое связано с взиманием с граждан дополнительных 5 процентов за услуги ГУПа и само по себе назначение этого ГУПа как исполнителя данной услуги департаментом, к сожалению, не устранено. Но остается надежда на то, что новый руководитель этого департамента будет более конструктивен.
- Что нужно для того, чтобы подобных нарушений было меньше? Какие меры для этого предпринимает Московское УФАС?
- Когда мы видим какую-то системную проблему, то мы стараемся принимать и системное решение. Например, такие нарушения, которые связаны с передачей функции органов власти подведомственным государственным унитарным предприятиям, учреждениям, носят системный характер. Причем не только в Москве, но и в регионах.
Для того чтобы эти нарушения в принципе искоренить, мы подписали соглашение о взаимодействии с комитетом госуслуг города. В рамках соглашения мы планируем проведение совместных мероприятий и вынесение предложений на комиссию по административной реформе.
Ранее московским правительством уже принимались решения, указывающие на необходимость сократить существующие унитарные предприятия, изъять у них властные полномочия, принята программа по их реорганизации и последующей приватизации. Я надеюсь, что она будет выполнена. Новое московское правительство более динамично. И те вопросы, которые раньше приходилось решать в долгих дискуссиях, сейчас решаются намного быстрее.
- Вы координируете свою работу со Счетной палатой?
- Со Счетной палатой мы взаимодействуем в части, касающейся проведения совместных проверок органов власти на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов. В настоящий момент мы проводим совместную проверку в московском управлении Росреестра.
- Кстати, сейчас проходит т.н. дачная амнистия. Там нет нарушений земельного законодательства?
- Мы с этим вопросом не сталкивались, потому что в столице дачных участков не осталось. Наши полномочия заканчиваются административными границами города. Что касается системы в целом, то от наших коллег не слышал о грубых нарушениях в этой сфере.
Дачники чаще обращаются к нам с проблемами, связанными с подключением к электрическим сетям. И наши коллеги, например из Московского областного управления, с этим активно борются. Штрафуют электросетевые организации, выдают им предписания о необходимости осуществить подключение в установленные сроки и за ту небольшую фиксированную плату в 550 рублей, которая установлена действующим законодательством.
Что касается земельных вопросов, здесь можно только посоветовать - если орган власти затягивает процедуру, не осуществляет регистрационные действия, можно смело обратиться и к нам, и в прокуратуру.