Воронежский авиазавод выполнил первый контракт на поставку Ан-148

Государственная транспортная компания "Россия" получила шестой региональный самолет - последний из заказанной партии.

Ан-148, детище украинских и российских конструкторов, - пока единственная разработка в отечественной гражданской авиации, которую удалось вывести на серийное производство за 20 постперестроечных лет. Причем - без привлечения бюджетных средств. В нашей стране его собирает "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО).

ФГУП ГТК "Россия" уже год использует Ан-148 на внутренних рейсах, а с декабря две машины - в том числе только что сданная в эксплуатацию - будут летать в Европу. Готов к подписанию договор на поставку еще десяти бортов. Такое решение - своего рода ответ на летние пересуды о технических несовершенствах Ан-148. Напомним, первый купленный ГТК самолет забрали на доработку в Воронеж (в конце года его отправят владельцу).

- Для машины, серийное производство которой началось совсем недавно, подобные недостатки - норма. И хорошо, что ГТК предоставила нам и разработчикам возможность исправлять их в самом начале. Серьезных дефектов, препятствующих безопасной эксплуатации, не было, - пояснил технический директор ВАСО Александр Ткачев. - Например, при резком перепаде высот (а пилоты на первых порах взлетали и снижались довольно порывисто) на пассажиров падали кислородные маски. То есть автоматика расценивала "нырок" в воздухе как признак аварии. Было бы куда хуже, если б маски заклинивало.

Некоторые изменения коснулись обустройства салона: как подлокотники расположить, где сетки-газетницы прикрепить. Кроме того, изначально - по желанию заказчика - самолет не был оснащен системой автоматической посадки. Для внутренних рейсов она необязательна, так как мало приспособленных для этого аэропортов. Но ГТК открывает европейские направления полетов, поэтому два Ан-148 - первый и последний в партии - мы такой системой снабдили. Следующие машины производятся с учетом всех замечаний.

На заводе полностью собрано два борта, которые скоро отправятся в Мьянму в рамках первого иностранного заказа на Ан-148. В ближайших планах - сделать три лайнера для воронежской авиакомпании "Полет" (первый сдадут в январе, всего по контракту будет поставлено девять машин), два для специального летного отряда Управделами президента, по одному для минобороны и МЧС.
Портфель заказов (включая предварительные) на Ан-148 производства ВАСО включает порядка 150 самолетов. При этом завод по объективным причинам выполняет производственную программу с некоторым опозданием. Начав с четырех машин в 2009 году, ВАСО должно было ежегодно удваивать объемы выпуска и в 2013-м собрать 24 Ан-148. Но предприятие завершает этот год (как и предыдущий) с "переходящими" самолетами, и укладываться в сроки, по оценкам руководства, сможет не ранее чем через пару лет.

Справка "РГ"

Ан-148 - ближнемагистральный пассажирский самолет нового поколения, в базовой модификации предназначен для перевозки 68-75 пассажиров на расстояние 2000-4400 километров. Возможны иные версии: грузовая, VIP-, спецназначения. В производстве лайнера участвует 240 предприятий из 14 стран, в том числе 158 отечественных. 70 процентов комплектующих делается в России. Конечную сборку ведут заводы в Воронеже и Киеве.