Натали Портман: "Черный лебедь" - американский триллер с русскими страданиями

Режиссер Даррен Аронофски ("Рестлер", "Реквием по мечте", "Фониан") в своем новом фильме обратился к хрупкому миру балета и снял психологический триллер "Черный лебедь".

Фильм стал одним из хитов Венецианского фестиваля еще в сентябре, и "РГ" в своих отчетах с Мостры подробно писала об этой картине. Но лебедь оказался медлительным, по крайней мере, российские прокатные фирмы выдерживают в отношении него непонятный карантин. В ожидании премьеры наш корреспондент в Лос-Анджелесе Марина Очаковская встретилась с исполнительницей главной роли голливудской звездой Натали Портман ("Леон, "Звездные войны", "V - значит вендетта").

Если предыдущий фильм режиссера "Рестлер" повествовал о слабостях и болячках профессиональных борцов, то новая картина вводит зрителя за кулисы балетного театра. Грубость профессиональной борьбы и изысканность балетных па разводят  их по противоположным полюсам индустрии развлечений, но, присмотревшись, можно увидеть много общего: от сопутствующей обеим профессиям физической боли до ущемленного "эго".

"Черный лебедь" - фильм о том, как балерина, получившая главную роль в "Лебедином озере", настолько в нее погружается, что начинает отождествлять реальную жизнь с сюжетом балета, а себя с - лебедем. Сначала с белым - Одеттой, а затем с черным - с Одиллией. И Одиллия берет верх. Главную роль балерины Нины сыграла Натали Портман. Хотя актриса в последнее время настойчиво уходит от образа очаровательной "правильной" девушки, она остается безоговорочной любимицей Голливуда.
Мы встетились с Натали в самом сердце Голливуда -в Пантейджес-театре.

Российская газета: Я видела нью-йоркский спектакль "Чайка" в постановке Майкла Николса, где вы играли роль Нины Заречной. Есть ли общее между двумя Нинами - из спектакля и фильма?

Натали Портман: Внешне обе героини близки, а если смотреть глубже - они идут навстречу друг другу. Нина Заречная находит себя только в конце пьесы: "Я - чайка... Не то. Я - актриса", - то есть идет от образа к человеку. А Нина из фильма проходит путь от самой себя, от реального человека, увлеченного работой, до полного растворения в образе. Но, конечно, Чехов пронизывает весь этот фильм. Как и Достоевский. Как и вообще - русское понимание искусства.

Даррен специально ездил в Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с балетными актерами Мариинского, не вылезал из-за кулис, когда Большой выступал в Линкольн-центре. Образ балетмейстера Томаса Лероя (его сыграл француз Венсан Кассель - М.О.) во многом писался с Баланчина: тот тоже влюблялся в балерину, женился на ней или вступал в любовную связь, делал ее примой, а затем, встретив очередное дарование, безжалостно выбрасывал предыдущую из своей жизни. Сам Венсан, чтобы научиться повадкам балетмейстера, ходил на репетиции Михаила Барышникова. Я, как вы заметили, подбиралась к этой роли через Заречную. В общем, получился американский триллер с русскими страданиями.

РГ: Ваша героиня декларирует свой перфекционизм. Но если посмотреть вашу собственную биографию, остается ощущение, что и вы - принципиальная отличница: закончили лучший в США Гарвардский университет, работали ассистентом у знаменитого профессора Алана Дершовица, успешно продолжили учебу в Иерусалимском еврейском университете, и все на "отлично", и все у вас - безупречно. Как у Нины.

Портман: Ох, нет! Люблю учиться, конечно, и могу себя в чем-то ограничивать, но вот так, чтобы во имя работы загонять себя в угол - нет. Я поступила в Гарвард, потому что мне нравилась психология: у психологов с актерами много общего - и тем, и другим нужно погружаться в чужое сознание. Я помогала Дершовицу не потому, что хотела добиться безукоризненности, а потому, что было интересно. И актерская работа мне интересна сама по себе.

РГ: Подойдем с другой стороны. Мать вашей героини в фильме Эрика, которую замечательно играет Барбара Херши, пытается контролировать каждый шаг Нины, чем вносит существенный вклад в ее нервный срыв. Привнесен ли в отношения матери и дочери ваш личный опыт?

Портман: Нет у меня такого опыта! Конечно, родители хотели, чтобы я была без изъяна. Мол, ты получила 97 баллов из ста, хорошо было бы в следующий раз получить все сто! С этим не поспоришь. Но такого, чтоб давили, чтоб настаивали, - этого не было. Кстати, в сценарии образ Эрики был куда тяжелее, и Барбара здорово очеловечила его, найдя ее поведению если не оправдание, то объяснение.

РГ: Фильм показывает страшную изнанку балета - с травмами, устающими мышцами, сводящей с ума рутиной, с ужасающе короткой творческой жизнью, сама краткость которой становится дополнительным стимулятором интриг. Как вы, актриса успешная и самодостаточная, сумели войти в эту жизнь?

Портман: Во-первых, кроме изнанки, в балете есть блестящий фасад, к которому фильм подводит, не переступая за разделительную черту. Хотя серьезный зритель об этой изнанке кое-что знает. Так что преданной любви балетоманов к своим кумирам драматический актер может только завидовать! Но это - к слову. Сама же я в детстве занималась в балетной студии - на любительском уровне, как и подобает девочке из хорошей семьи. Десять лет назад Аронофски пригласил меня на кофе и поделился смутными еще мыслями о фильме. Он сказал, что хотел бы видеть меня в главной роли. Я сразу сказала: "Да!": Даррен не из тех режиссеров, кому отказывают, у него такой могучий сплав фантазии с интеллектом, что работать с ним - удовольствие. Потом долгие годы ничего не происходило, и я приставала к режиссеру: "Даррен, нельзя ли побыстрее, я же старею!" - а он только смеялся и отмахивался.

Когда смутные мысли более или менее оформились в сценарий, я приступила к занятиям. Сначала по два часа ежедневно - чтобы привести тело в порядок, чтобы во время съемок не травмироваться. Потом по пять часов в день у станка и в бассейне. А потом пришел балетмейстер Бенжамен Мильпье (он еще танцует в картине Принца), и только тут все началось! Восемь часов в день, строгая дисциплина, бесчеловечная диета - просто кошмар!

Физическая подготовка потянула за собой психологическую. Ты начинаешь понимать этих женщин, у которых нет жизни, кроме упражнений - ни пить, ни есть, ни тусоваться - ничего нельзя. Постепенно я стала погружаться в эту жизнь, и мне как раз помогло мое образование: я могла анализировать поведение героини. У нее было отчетливое психическое заболевание - обсессивно-компульсивное расстройство. Говоря бытовым языком, навязчивая идея. Психологам это расстройство прекрасно известно, ими досконально изучено, поэтому мои учебники здорово помогли мне. Я добавляла каждый день какую-то черточку к характеру и какое-то движение к танцу. Так и шли - шаг за шагом.

РГ: Вы почувствовали какое-то освобождение после окончания съемок?

Портман: Чувство освобождения я испытывала после съемок каждой сцены. Знаете, я не из тех, кто переносит образ на свою жизнь. Есть такие актеры, очень большие актеры, и я их безмерно уважаю, но сама я совершенно не такая. После команды: "Стоп!" - всё, закончили. Нина осталась на пленке, а я - здесь.

РГ: Вас называют одной из главных претенденток на "Оскара", и я хочу пожелать вам его получить.

Портман: Только не будем загадывать! Еще не хватало мне из одного безумия без перерыва окунуться в другое: собирать слухи. Что будет, то будет, но за добрые пожелания - спасибо!