Не исключено, что ставки страховых взносов в социальные фонды еще будут меняться. О такой возможности заявил вчера на налоговой конференции Ассоциации европейского бизнеса статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
Он, правда, уточнил, что изменения, в любом случае, не произойдут в следующем году. Кстати, буквально за несколько минут до этого Шаталов совершенно четко дал понять, что в условиях роста социальных обязательств, панов по модернизации и масштабного перевооружения армии речь о понижении налогов уже не идет. "Похоже, развилку мы уже прошли", - констатировал замминистра.
Со следующего года, напомним, ставки страховых взносов в социальные фонды повышаются с 26 до 34 процентов. И даже, несмотря на это, какие-то решения для реформы пенсионной системы все равно искать придется. Дефицит Пенсионного фонда, напомнил Шаталов, составляет 1,1 триллиона рублей, повышением ставок он будет закрыт лишь частично. Но сбалансированности достичь все равно не получится. В ближайшие годы дефицит удержится примерно на планке 3 процентов ВВП, а коэффициент замещения, то есть соотношение пенсий к зарплатам, будет падать, напомнил Шаталов.
Впрочем, отвечая в кулуарах на вопросы журналистов, замминистра так и не сказал, что ставки будут расти. Речь, подчеркнул он, идет об их возможном изменении. На протяжении следующего года, говорит Шаталов, еще предстоит оценить, каким образом повышение взносов скажется на экономике в целом и на бизнесе. Назвал замминистра и другие возможные варианты решения пенсионной проблемы. По его словам, не исключена отмена регрессивной шкалы по уплате взносов, при которой с 415 тысяч рублей годовой зарплаты применяется нулевая ставка налогообложения. Шаталов предполагает, что может быть либо отменена сама нулевая ставка, либо изменен порог ее применения. И, как уже заявляли ранее представители минфина, не снимается с повестки дня вопрос о повышении пенсионного возраста. Однако делать это надо осторожно, заранее объявив населению о таких планах, говорит Шаталов. Например, что пенсионный возраст повышается через пять лет - по полгода ежегодно.
При этом круг малого бизнеса, который в течение двух лет будет платить страховые взносы по ставке в 26,5 процентов, все еще не определен, признал замминистра. Непонятно и на кого распространится 10-летняя льгота по нулевой ставке налога на прибыль. Со следующего года она полагается организациям, работающим в сфере образования и здравоохранения. Но прежде надо понять, каким образом формируются у таких компаний доходы и расходы, надо ли их контролировать, пояснил замминистра. Могут ли они, например, использовать полученные доходы на закупки "Бентли" для своих сотрудников или же обязаны искать прибыль исключительно на развитие компаний, говорит Шаталов.
В ближайшие годы произойдут и другие налоговые изменения. Но в основном речь будет идти о повышении платежей. Уже принято решение по увеличению акцизов, напомнил Шаталов. Но если принятое решение по табачным акцизам предполагает их рост примерно на 40 процентов, то есть темпами, существенно опережающими инфляцию, алкогольные акцизы в следующем году будут расти умеренно - примерно на 9-10 процентов. Однако этот период продлится недолго. В 2012 году, сообщил Шаталов, будет поставлен вопрос, чтобы и акцизы на крепкий алкоголь росли быстрее инфляции. Со следующего года вырастет на 61 процент налог на добычу полезных ископаемых на газ, а через год запланирована индексация этого налога на нефть. И параллельно в 2012 году минфин рассчитывает запустить реформу всей системы налогообложения нефтяной отрасли. При сохранении общей нагрузки на нефтедобычу, она будет перераспределена во времени, обрисовал идеологию этих изменений Шаталов. Пик налоговых выплат придется на период наиболее высокой добычи на месторождениях, а в начале разработки и при выработке скважин нагрузка будет снижена. Уже в следующем году будет изменено налогообложение в угольной отрасли - компании смогут получать налоговые преференции по расходам, связанным с обеспечением безопасности труда шахтеров, рассказал Шаталов.
Есть новости и связанные с формированием Единого экономического пространства, в которое к 2012 году должен трансформироваться Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Скорее всего, с января следующего года экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты внутри союза будут отменены, говорит Шаталов. Соглашение по этому поводу, сообщил он, предполагается подписать уже 9 декабря. Но дискуссии с партнерами по союзу все еще идут, признал он. Проблема в том, что параллельно российская сторона настаивает на повышении экспортных пошлин на нефтепродукты для поставок за границы Таможенного союза. Ранее отмечалось, что за счет этой меры российская сторона хочет поставить заслон на пути белорусских производителей, экспортирующих топливо, переработанное из российской нефти. Впрочем, вчера Шаталов несколько изменил трактовку. Нефтеперерабатывающая отрасль из-за низких налоговых ставок фактически получает дотацию из бюджета, заявил он. Сейчас ставка на экспорт нефтепродуктов примерно на 55 процентов ниже, чем на нефть. Но экспорт нефти должен быть не менее выгоден, чем нефтепродуктов, говорит Шаталов.
Есть шанс, что уже в этом году будут приняты и законы по трансфертным ценообразованиям и консолидированном налогоплательщике. В таком случае они могут вступить в силу в феврале-марте следующего года, прогнозирует замминистра. Эти законы касаются только крупного бизнеса. Смысл, напомним, заключается в том, что минфин хочет поставить под контроль сделки, совершаемые между связанными компаниями, при которых цена на продукцию, а соответственно и налоговая база, снижаются. При этом в последствии такая продукция нередко продается по нормальным рыночным ценам. Такая схема часто применяется в работе компаний, имеющих связанные структуры в оффшорах. Для контроля над этими сделками в Федеральной налоговой службе уже в следующем году будет создаваться специальное подразделение, его численность составит 30-50 человек, говорит Шаталов. Обычный линейный инспектор, заверяет он, проверять сделки не будет. В течение года сотрудники спецподразделения пройдут обучение за рубежом. В законе предполагают довольно высокие штрафы за применение необоснованных цен. Но в течение первых двух лет действия закона штрафы налагаться не будут, на время переходного периода возможны лишь доначисление налогов и уплата пени, успокоил бизнес Шаталов. Сами проверки, по его словам, начнутся не раньше 2012 года. Но чтобы у компаний было меньше объективных поводов уходить от уплаты налогов на прибыль, вводится институт консолидированного налогоплательщика. Объединившись в такие группы, компании смогут платить налог на прибыль по всему холдингу. Для этого им надо будет соответствовать определенным критериям по величине, и уведомить о своем желании налоговиков. Всего таких консолидированных групп, по оценке Шаталова, будет немного - примерно 11-12.