Федеральный закон N 94-ФЗ о госзакупках не ругает только ленивый - об этом раз за разом повторяют и госзаказчики, и подрядчики независимо от сферы их деятельности. Введение электронных аукционов на госзаказ, конечно, снизило уровень договорных контрактов, взяток и откатов, но, с другой стороны, поставило большое количество госзаказов под угрозу срыва. И прежде всего это относится к строительству. О том, чем грозит строителям переход исключительно на электронные аукционы, мы беседуем с президентом Национального объединения строителей Ефимом Басиным.
- В последнее время все чаще появляются сообщения о том, что при закупке оборудования или товаров для государственных нужд идет перерасход средств в разы. Президент Медведев назвал цифру переплаты в 1 трлн рублей. Федеральная антимонопольная служба обещает, что с введением электронных аукционов такие хищения прекратятся. Но строители выступили резко против электронных торгов. Почему?
- Электронные аукционы сейчас преподносятся как панацея от всех бед - начиная от коррупции и кончая перерасходом бюджетных средств, а ведь это далеко не так. Не спорю, что идея закона - самая благая, и он уже принес немало пользы. Но вот только строительство нельзя ставить в один ряд с закупкой карандашей, бумаги и даже лекарств. Все эти товары имеют определенные характеристики и известную цену, а любой строительный объект в момент аукциона существует только на бумаге и в воображении заказчика. Товара как такового еще нет! И поэтому определить правильную цену на аукционе, когда счет идет на минуты и секунды, фактически невозможно. И даже если это проект типовой школы, то ее строительство в Калуге, Надыме и Ставрополе будет стоить отнюдь не одинаково. Мы постоянно об этом говорим, но нас пока так и не услышали.
И еще один момент: такие революционные решения не могут и не должны приниматься одномоментно. Нужно отработать процедуру на небольших заказах, простых объектах и постепенно ее расширять. Нужно, прежде чем вводить электронные торги на все и вся, задаться вопросами: а везде ли у нас есть Интернет? Во всех ли муниципалитетах есть люди, которые умеют им пользоваться, а тем более правильно сформировать и разместить на сайте свой госзаказ? К сожалению, на все эти вопросы ответ отрицательный, но электронные аукционы уже введены по факту. Мы здесь, в Москве, не смогли недавно справиться с аукционом, а что вы хотите от главы небольшой строительной компании где-нибудь в Хакасии? Он просто ничего не сможет сделать! Таких случаев мои коллеги могут рассказать десятки.
Хотите еще пример? Вот мы настаиваем на предварительной квалификации участников торгов. А почему? Совсем не потому, что хотим оставить только своих, просто в торгах должны участвовать действительно профессионалы, способные построить данный объект. А сейчас участником торгов на строительство может стать кто угодно! Повторю: кто угодно! Недавно в аукционе на строительство объекта участвовал магазин музыкальных инструментов! Я спрашиваю: это нормально? Закон писался для этого? Как это ведет к уменьшению коррупции и развитию конкуренции? Конечно, ничего этот магазин строить не собирался, просто сразу же сбил цену более чем на 15% и вышел из торгов, а потом строители были вынуждены плясать вокруг низкой цены. Кому это нужно?
Да и сам демпинг в результате проведения торгов превосходит все разумные пределы. Моя коллега из Кузбасса Ирина Кузеванова на парламентских слушаниях 18 октября привела пример такого демпинга и таких торгов, когда в результате госзаказ на 4,5 млн рублей разыграли за ... 75 копеек! И ФАС признала этот аукцион состоявшимся. Ну нельзя же так! Давайте поймем, что нам в итоге нужно получить: сэкономленные средства или построенные объекты? Наверное, если государство заказывает объект и готово платить за него определенную цену, демпинг может составлять не более 15% - и тогда и объект будет построен, и средства сэкономлены. А просто отчитываться об экономии средств, не обращая внимания на срыв строительства, это не по-государственному.
- А как аукционы на строительные подряды организованы в других странах? Мировой опыт ведь нам не повредит...
- Аукционов на строительные подряды ни в одной стране мира нет! Тем более электронных аукционов. Уважаемый Михаил Евраев, начальник управления ФАС, считает, что это хорошо, и мы показываем пример всему миру, но что-то тревожно становится от такой "самобытности". - Так что же нужно поправить в законе о госзакупках?
- Для строителей особо важными являются предварительная квалификация участников торгов и размер возможного снижения цены (демпинга). Если это будет четко прописано, очень многие вопросы снимутся сами собой. Вначале Национальное объединение строителей, опираясь на многочисленные просьбы подрядчиков и, что самое интересное, заказчиков, предлагало внести поправки в текст существующего закона, но мы не нашли понимания в Федеральной антимонопольной службе и минэкономразвития.
На заседании Совета НОСТРОЯ в ноябре было принято решение о создании рабочей группы, в которую войдут депутаты Госдумы, представители всех трех национальных объединений, эксперты, с тем чтобы разработать отдельную главу в закон о госзакупках о проведении аукционов на строительные объекты. Там мы постараемся прописать все тонкости процедуры. Надеюсь, этот путь будет успешным.