Присоединение к электрическим сетям - больной вопрос для российского бизнеса, в особенности для малого и среднего. Начальник управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королев утверждает, что ситуация изменяется к лучшему. Новые правила стали понятнее, процесс прозрачнее, а возможности злоупотребления меньше.
- Правила технологического присоединения к электросетям претерпели изменения. Какие?
- Упрощены требования к составу заявки на технологическое присоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, теперь сетевая организация обязана направлять потребителю проект договора вместе с техническими условиями, которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения и ценой договора. Причем озвучены единые сроки направления такого договора независимо от категории заявителя. Отныне сетевые организации несут ответственность за нарушение сроков исполнения договора перед всеми заявителями без исключения. Максимально детализированная процедура техприсоединения, в том числе и по индивидуальному проекту, стала более прозрачной, обязательства перед потребителями - конкретными.
- Насколько известно, ФАС России внесла в правительство России проект постановления об утверждении типовых договоров. Что это за проект?
- Типовые договоры в зависимости от категорий заявителей делятся на четыре группы. Первая - физлица, присоединяющие энергопринимающие устройства максимальной мощностью до 15 кВт. Вторая - юрлица или индивидуальные предприниматели, присоединяющие максимальную мощность до 15 кВт. Третья - те же лица, присоединяющие устройства мощностью свыше 15 кВт до 100 кВт. И последняя - юрлица и индивидуальные предприниматели, присоединяющие энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых не превышает 750 кВА.
- Изменились ли полномочия ФАС России по контролю соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности?
- ФАС осуществляет контроль за теми организациями, которые устанавливают, заменяют, эксплуатируют приборы учета используемых энергоресурсов и исполняют соответствующие договоры. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электроэнергией, оснащают приборами учета, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним гражданам в заключении договора, регулирующего условия их взаимодействия. Кроме того, до 1 июля эти же организации обязаны были предоставить собственникам жилых домов, дачных и садовых домов, помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов. В противном случае должностные лица могут быть наказаны штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, юридические лица - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
- Изменились ли стандарты раскрытия информации субъектами рынка и полномочия ФАС в этой области?
- Существуют требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии за исключением потребителей электроэнергии. Причем субъекты рынков обязаны раскрывать информацию и несут ответственность за ее полноту и достоверность по закону. Как раскрывается информация? В печатных изданиях, электронных средствах массовой информации и по письменному запросу. В последнем случае заинтересованные лица должны возместить расходы.
Раскрытая информация должна сохраняться в течение трех лет. Хранятся не только запросы, но и копии отказов. Статьей 9.15 КоАП предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Юрлица могут пострадать существеннее - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. На сегодняшний день наложено штрафов на общую сумму более 2 600 000 рублей.
- Что происходит с введением рынка мощности?
- В настоящий момент оптовый рынок электроэнергии и мощности объединяет 29 зон свободного перетока (ЗСП). Из них 22 ЗСП в первой ценовой зоне и 7 - во второй. По результатам анализа, проведенного ФАС в нынешнем году, в 26 зонах свободного перетока был определен высокий уровень рыночной концентрации, в трех зонах (Урала, Центра и Сибири) - умеренный уровень концентрации. Зоны же с низким уровнем концентрации в России отсутствуют.
По результатам анализа на 1 сентября ФАС России ввела предельные уровни цены на мощность в целях проведения конкурентных отборов мощности в 26 зонах с высоким уровнем концентрации. Во всех зонах установлены дополнительные требования к аффилированным лицам. Так, в заявке на конкурентный отбор мощности мы предложили не учитывать расходы, относящиеся к другим генерирующим объектам, а в зоне свободного перетока "Сибирь" вводятся дополнительные ограничения к объему ценовых заявок, подаваемых выше ценового предела (не более 10 процентов от ценового предложения в ЗСП).
- Много ли нарушают?
- В 2009 году возбуждено 1265 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, принято 747 решений о наличии нарушений и выдано 624 предписания. Из них принято 129 решений и выдано 95 предписаний по фактам нарушения антимонопольного законодательства в сфере технологического присоединения. Кроме того, в том же году территориальными органами ФАС России принято 20 решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов.
В первом полугодии нынешнего года возбуждено 692 дела о нарушении антимонопольного законодательства в этой области, принято 415 решений о наличии нарушений и выдано 379 предписаний.
1 декабря 2009 года ООО "Бийскэнерго" было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", путем манипулирования цена о ОРЭМ в 2007-2008 годах. Организации выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере почти 118 миллионов рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
В апреле этого года группа лиц в составе ОАО "Татэнерго" и ОАО "Генерирующая компания" была признана нарушившей ту же статью закона и ей выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере почти 148 миллионов рублей, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
- Каков характер нарушений?
- Значительную долю составляют дела о создании препятствий доступу на оптовый рынок электроэнергии, а также нарушения на розничных рынках. В том числе - уклонение от заключения договора лицом, для которого это является обязательным. Распространено навязывание невыгодных условий договора, нарушение установленного порядка ценообразования. Кстати, в 2009-2010 годах были выявлены три случая манипулирования ценами на оптовом рынке электроэнергии и мощности со стороны генерирующих компаний. В настоящее время на стадии рассмотрения находится дело, возбужденное по признакам манипулирования ценами на оптовом рынке электроэнергии и мощности со стороны крупного потребителя электроэнергии.
- Какие меры может принять ФАС России в целях предупреждения злоупотреблений на оптовом рынке?
- Можем применить одну из следующих мер: ввести государственное регулирование цен (тарифов) в случае неоднократных нарушений; ограничить цены в ценовых заявках; ввести ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок. Также обязать участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.
- Востребованность контрольных функций на рынке электроэнергии свидетельствует о правильности выбранного пути ФАС, привлечет ли это к улучшению экономической ситуации?
- Государство в лице правительства РФ задало нам основные направления развития отрасли электроэнергетики. Это развитие конкурентных отношений, либерализация рынков, привлечение инвестиций в отрасль и саморегулирование, поэтому вся наша работа направлена на реализацию именно этих направлений. Несомненно, одними антимонопольными методами решение этой задачи не ограничивается, однако мы создаем предпосылки для справедливой конкуренции на рынках, соблюдения требований законодательства и тем самым создаем условия для развития экономики.