Институт современного развития совместно с Экспертным институтом и Центром развития ГЧП провели "круглый стол" на тему "Развитие государственно-частного партнерства в России". Среди основных проблем эксперты назвали неразвитость законодательной базы, отсутствие необходимых законов и подзаконных актов. Сейчас федеральное законодательство включает лишь отдельные нормы о ГЧП. Взаимоотношения власти и бизнеса регулируются подзаконными нормативными правовыми актами: указами президента РФ и постановлениями правительства РФ.
По мнению участников "круглого стола", необходимо создать федеральный закон о ГЧП, в котором будут прописаны система организации партнерских отношений, порядок регулирования государственных общественных институтов, а также риски и гарантии.
"ГЧП - это не просто взаимодействие, это партнерство, - подчеркивает генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина. - А партнерство предполагает разделение рисков и ответственности. Целью этого партнерства является экономия государственных денег и улучшение качества государственных услуг".
По мнению Ольги Кузиной, больший интерес к ГЧП, по сравнению с государством, проявляют представители бизнеса. Участие в подобных проектах привлекает их возможностью доступа к долгосрочному гарантированному финансированию и минимизации части рисков.
Более важной, чем развитие законодательной базы, эксперты сочли проблему низкого уровня квалификации государственных чиновников. По мнению участников "круглого стола", со стороны чиновников это выражается в непонимании того, что такое ГЧП, в отсутствии навыков проектного подхода, неготовности представителей госсектора к партнерским отношениям с бизнесом, распространенности бюрократического мышления, в рамках которого чиновники стараются максимизировать свои полномочия и минимизировать собственную ответственность. Отсюда возникает проблема, связанная со способностью государства участвовать в ГЧП.
"Решение проблем, связанных со способностью государства участвовать в ГЧП, предполагает наличие бюджета, административных органов и процедур, которые отвечают именно за то, чтобы формировать и обеспечивать конкурсы для частных инвесторов, а также повышение уровня квалификации чиновников, - отметил директор Центра ГЧП ВЭБ Александр Баженов. - Эта проблема связана с освоением новых инструментов, которые сформировались в нормативно-правовом поле".
Еще одной немаловажной проблемой, по мнению участников "круглого стола", является то, что зачастую государство и муниципалитеты не ставят себе целью добиться определенных результатов в рамках бюджетных ограничений. В этой связи, по оценке экспертов, полноценное развитие ГЧП невозможно.
"Система государственных закупок не предполагает сравнения эффективности решения проблем с помощью государственного бюджета и привлечения частного капитала, - отметил Александр Баженов. - Приоритетной задачей до сих пор является попытка получить соответствующий бюджет".
Дополнительной трудностью, по мнению экспертного сообщества, является то, что в государственной системе нет практики признания ошибок и корректировки принятых решений. За ошибки наказывают, поэтому неверные решения тщательно маскируются в надежде на то, что негативные последствия проявятся лишь со временем и ответственность за них удастся возложить на кого-то другого. Подобные действия ведут лишь к накоплению ошибок и усугублению последствий.
Некомпетентность чиновников, по мнению участников "круглого стола", усугубляется тем, что взаимодействие между государством и бизнесом носит неравноправный характер. Чиновник изначально обладает большим числом полномочий и не готов к партнерскому взаимодействию. В том случае если его действия мотивируются личной материальной заинтересованностью, то это неравноправие неизбежно приводит к появлению коррупционных схем, особенно в ситуации непрозрачной схемы принятия решений на стороне государства. В этой связи эксперты особенно отмечают невозможность полноценного партнерства без доверия и прозрачности во взаимоотношениях.