Игорь Косов: За 10 месяцев работы в ОЭЗ пришли 60 новых инвесторов

В 2010 году российские особые экономические зоны сделали несколько больших шагов. Создано 9 новых ОЭЗ промышленного, портового и туристического типов. В зоны пришли крупные иностранные инвесторы. Окончательно разграничены полномочия между Управляющей компанией и минэкономразвития. Об основных итогах уходящего года "РБГ" беседует с генеральным директором Управляющей компании "Особые экономические зоны" Игорем Косовым.

- Как реформа отразилась на инвесторах?

- Де-юре завершена реформа системы управления особыми экономическими зонами. Это несет инвесторам ряд выгод и позволяет им сократить время на запуск своих проектов. В частности, значительно уменьшатся сроки подписания договоров аренды земельных участков, быстрее будет происходить присоединение к инженерным сетям. Управляющая компания стала для компаний-инвесторов "одним окном" и на этапе вхождения в ОЭЗ, и на этапе операционной деятельности. Мы ускоряем и упрощаем административные процедуры, взяв за основу лучшее в мировой практике управления проектами развития.

- А подход к инвесторам изменился?

- Да. Во-первых, потенциальный инвестор должен являться носителем технологий и компетенций, востребованных в нашей экономике. Во-вторых, он должен четко соответствовать профилю той или иной экономической зоны. В-третьих, инвестиционный проект должен быть коммерчески перспективным и финансово обеспеченным. Со своей стороны государство предоставляет инвесторам налоговые, земельные и таможенные преференции, а Управляющая компания обеспечивает максимально комфортный режим бизнес-администрирования.

- Как сами инвесторы отнеслись к управленческим нововведениям?

- Они полностью нас поддержали. Успешное развитие ОЭЗ - это результат открытого и доверительного взаимодействия Управляющей компании и инвесторов. Мы хотим избежать ситуаций, когда государство вкладывает деньги, а инвесторы не выполняют свои обязательства в срок. И обратной ситуации, когда инвестор готов вкладывать деньги, создавать новые рабочие места, а государство не выполнило обязательств и площадка не готова. Поэтому наши усилия направлены на привлечение в ОЭЗ инвесторов с сильными проектами, конкурентоспособными, в том числе и на внешнем рынке. Как правило, это крупнейшие зарубежные и российские компании - носители востребованных технологий. Конечно, они предъявляют высокие требования к российским ОЭЗ.

Мы внедряем системный подход, который обеспечивает инвесторов всем необходимым - площадкой, инженерной и бизнес-инфраструктурой. Синхронизация строительных планов управляющей компании и бизнес-планов инвесторов должна быть полной. Любые расхождения в графиках неприемлемы, мы к этому стремимся.

- Получается?

- Судите сами. Вот, например, в части создания инфраструктуры мы синхронизировали графики проектирования и строительства объектов с ключевыми инвесторами. 17 объектов введены в эксплуатацию, еще 18 находятся в стадии строительства. Завершено формирование всесезонного курорта в ОЭЗ "Байкальская гавань" - ее прибрежная и горная площадки заполнились инвесторами. Открыта высокотехнологичная площадка "Нойдорф" в инновационной ОЭЗ "Санкт-Петербург", готовится к запуску площадка "Новоорловская".

Как только мы начали один за другим вводить в эксплуатацию объекты инфраструктуры, инвесторы перешли от проектирования к разворачиванию производства. Очевидно, что новая стратегия развития ОЭЗ работает и приносит плоды.

- Речь идет о крупных инвесторах?

- Да. Например, компании Yokohama (Япония), Kastamonu Entegre и Sisecam (Турция) начали строительство своих заводов в промышленных ОЭЗ "Липецк" и "Алабуга". Объем инвестиций - 11 млрд, 110 млн и 100 млн рублей соответственно. Скорость впечатляет: в марте этого года Yokohama заложила первый камень в основание будущего завода, а уже в 2011 году шины Yokohama, сделанные в Липецке, поступят в российские автомагазины. Внешэкономбанк и один из крупнейших туристических девелоперов Rusresorts планируют вложить 31 млрд рублей в строительство всесезонного курорта в туристической ОЭЗ "Байкальская гавань". В инновационной ОЭЗ "Зеленоград" компания "Биннофарм" совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова приступила к формированию биофармацевтического кластера. Поделюсь знаковой новостью: в конце ноября совет директоров компании Novartis (номер 6 в мировой фармацевтике) принял решение создать в ОЭЗ "Санкт-Петербург" центр разработок и производство. Швейцарцы рассматривали ряд других площадок, и мы совместно с администрацией города приложили серьезные усилия, чтобы этот проект состоялся. И это только некоторые из новых проектов.

- Что еще кроме активного маркетинга, налоговых преференций и синхронизации планов необходимо для привлечения в ОЭЗ крупных инвесторов?

- Нужна еще и качественная социальная и бизнес-среда, насыщенное сервисное окружение. Один из элементов новой стратегии развития ОЭЗ предусматривает создание такой среды - комфортной и продуктивной. Сотрудники компаний-инвесторов не должны отвлекаться на решение повседневных бытовых проблем. Мы должны удовлетворить потребности людей в жилье, магазинах, кафе, медицинских, спортивно-оздоровительных, банковских услугах и т.п. Управляющая компания становится для компаний-инвесторов "одним окном" и на этапе вхождения в особую экономическую зону, и на этапе операционной деятельности.

Например, в Санкт-Петербурге в скором времени будет запущен пилотный проект - строительство жилья для сотрудников компаний-инвесторов ОЭЗ "Санкт-Петербург". Жилье будет сдаваться по комфортным арендным ставкам. Проект будет реализован за счет средств, направляемых администрацией города на развитие ОЭЗ. Для привлечения сервисных компаний, обслуживающих инвесторов ОЭЗ, будем формировать привлекательные условия. Для многих из них работа в сервисной сфере - это прекрасная возможность вывести свой бизнес на новый уровень развития.

- В ноябре минэкономразвития и власти Мурманской области подписали соглашение о создании портовой ОЭЗ "Мурманск". В декабре 2009 года подписаны аналогичные постановления по Ульяновску и Хабаровску. За год создано три портовых ОЭЗ. С чем это связано?

- Развитие портово-логистических зон следует рассматривать в контексте модернизации транспортной системы страны. Портовые ОЭЗ решают три основные задачи: развитие каналов экспорта, использование потенциала глобальных транзитных коридоров, интеграция нашей экономики в мировую экономическую систему, возможность полноценно участвовать в мировом разделении труда. Это важнейшие условия для успешной модернизации экономики страны в целом.

Одним из ключевых вызовов для России в транспортной сфере является необходимость серьезного инфраструктурного обновления. Экономические зоны портового типа будут аккумулировать передовой мировой опыт, компетенции и технологии. Это касается организации транспортных узлов, разработки логистических решений, управления грузопотоками, сервисного обслуживания международных транспортных компаний, производства транспортных средств и т.д.

Портовые ОЭЗ в Хабаровске и Мурманске в случае их успешного развития позволят России прочно закрепиться на ключевых транспортных направлениях - "Запад - Восток" и "Север - Юг", а также потеснить конкурирующий Южный морской путь. Наша страна сможет усилить позиции в освоении природных богатств и новых транспортных маршрутов в Арктике.

Что касается ульяновской портовой зоны, ее задача заключается в продвижении интересов России на рынках международных крупногабаритных воздушных грузоперевозок и обслуживания судов российских и зарубежных авиакомпаний.

Думаю, можно сказать, что портовые ОЭЗ будут задавать новый вектор для модернизации транспортной отрасли страны. К слову, процессу дан старт. Филиал ОАО "ОЭЗ" в Ульяновске приступил к работе в ноябре. Формируется команда для филиала в Хабаровском крае.

- Можно ли подвести первые итоги 2010 года?

- Я считаю одним из наиболее значимых итогов тот факт, что за первые 10 месяцев работы в особые экономические зоны пришли 60 новых инвесторов. Объем заявленных ими вложений составил 74,7 млрд рублей. И это на фоне реструктуризации компании, существенного сокращения штата компании, появления у компании ряда новых функций, реформы системы управления.

Объем заявленных инвестиций и продукции, произведенной в ОЭЗ