Андрей Шитов: Весной США предстоит "референдум об отношении к России"

Своего рода "референдум об отношении к России" состоится весной будущего года в США. С таким прогнозом выступил на днях в Вашингтоне главный советник Барака Обамы по России в аппарате Белого дома Майкл Макфол.

Исходил он из того, что весной перейдет в практическую плоскость вопрос о вступлении России в ВТО. Для США это будет означать необходимость отмены печально известной поправки Джексона-Вэника, увязавшей 36 лет назад вопросы внешней торговли со свободой еврейской эмиграции из СССР. Пока она остается в силе, сами США не смогут толком пользоваться теми преимуществами, которые членство России в ВТО откроет перед ее партнерами.

Отмена поправки заведомо будет сопровождаться дебатами в Конгрессе и прессе США, которые Макфол и назвал "референдумом по России". "Мы прекрасно понимаем, что спор будет именно об этом, а не об эмиграции и даже не о торговле", - сказал он, добавив, что предстоит "жаркая схватка".

Понятно, что администрация Обамы будет защищать в этих дебатах если не российские интересы, то во всяком случае свой собственный курс на "перезагрузку" отношений с Москвой. По признанию властей США, эта "перезагрузка" остается их крупнейшим внешнеполитическим успехом. Кстати, и сам термин прижился и уже широко используется в США для обозначения новых направлений внешней и даже внутренней политики.

По общему убеждению, Обама искренне настроен на партнерство США и России, по-прежнему несущих львиную долю ответственности за стабильность и безопасность в современном мире. Но ценить и беречь это достижение ему и его команде приходится еще и потому, что других столь же весомых результатов у них пока по существу просто нет.

Изначально предполагалось, что они "перезагрузят" всю внешнюю политику Вашингтона. Но на втором году работы молодого американского лидера всеобщие восторги и ожидания, связывавшиеся в мире с его приходом в Белый дом, заметно поутихли. Выяснилось, что на одном личном обаянии далеко не уедешь, даже если ты президент США, а менять политику сложнее, чем представлялось со стороны.

Конечно, и сейчас Вашингтон продолжает играть "первую скрипку" в мировых делах. Но даже в самих США неправительственные эксперты хором признают, что американское влияние - политическое, экономическое, идеологическое - заметно ослабевает. При Обаме этот процесс не обратился вспять и даже не остановился, а в лучшем для США случае замедлился.

Между прочим, инструменты "мягкого влияния" Америки на мировые дела - например, программы международной помощи - теряют эффективность еще и потому, что все хуже финансируются из-за вынужденных бюджетных ограничений после экономического кризиса. В то же время военные расходы продолжают расти. Конгресс не позволяет их сокращать по самым разным соображениям - от национальной безопасности до сохранения рабочих мест.

Боюсь, как бы это не привело к непроизвольной "милитаризации" нашей политики, сказал мне по этому поводу один маститый местный политолог. Просто из-за того, что военные решения вдруг окажутся (или покажутся) наиболее доступными и удобными. Чтобы этого не допустить, сейчас особенно необходима "позитивная повестка дня" в отношениях с ключевыми странами, прежде всего Россией.

Формирование такой повестки дня как раз и является основной целью исходной "перезагрузки". В уходящем году этот процесс неуклонно развивался. Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама в общей сложности встречались целых семь раз и к тому же регулярно общались по телефону. Скорее всего это беспрецедентная для двустороннего диалога плотность контактов на высшем уровне.

Созданная в прошлом году Президентская комиссия по сотрудничеству продолжает расширяться и насчитывает уже 18 рабочих групп. К прежде существовавшим направлениям добавилась даже разведка. Не исключено, что это также помогло двусторонним отношениям успешно выдержать "испытание на прочность" после известной летней истории с разоблачением и высылкой из США российских агентов-нелегалов. К концу года, кстати, о ней в Вашингтоне уже никто и не вспоминал.

Наиболее наглядным воплощением нового характера отношений между нашими странами стало, видимо, участие американских военнослужащих в юбилейном Параде победы 9 мая на Красной площади в Москве. А ключевой итог и политический символ "перезагрузки" в сфере международной безопасности - новый российско-американский договор по СНВ. К сожалению, переспектива его ратификации в Сенате США до сих пор остается под вопросом, поскольку он по существу стал заложником американских внутриполитических "разборок".

В Белом доме важнейшим результатом нового взаимопонимания с Россией считают договоренность по Ирану, воплощенную в известной резолюции СБ ООН. Макфол заверял, что Вашингтон готов с лихвой компенсировать Москве экономические и геополитические издержки, которые она может понести в отношениях с Тегераном.

Надо признать, что власти США в самом деле стараются. Как известно, при Обаме они сразу изменили подход к планам дальнейшего расширения НАТО, размещения в Польше и Чехии компонентов американской системы ПРО, поддержки "разноцветных" демократизаторских прожектов в постсоветских государствах. Среди важнейших итогов уходящего года - "перезагрузка" отношений России с НАТО, отмена ранее введенных американских санкций против ряда российских компаний, завершение рассмотрения в Конгрессе США соглашения с Москвой по мирному атому, американо-российские переговоры по новому соглашению об условиях международного усыновления детей.

Теперь на очереди - завершение "марафонского забега" России в ВТО и отмена поправки Джексона-Вэника. Правда, для этого надо еще пережить ожидаемый Макфолом "референдум".

Смысл его ясен заранее. По сути вопрос будет сводиться к тому, заслуживает ли Россия доверия, как страна, с которой у США имеются не только области совпадения интересов, но и общие идеалы и ценности. Америка давно убедила себя и других, что без этого подлинное международное партнерство с кем бы то ни было для нее невозможно.

В теории это звучит красиво. Но, как сказано у классика, "а судьи кто"? Когда у США в друзьях оказываются люди типа Михаила Саакашвили, поневоле возникает вопрос, чем на самом деле руководствуется Вашингтон: пресловутыми идеалами или другой известной цитатой, приписываемой сразу нескольким американским лидерам: "Имярек, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын"...

Кстати, и скандальная утечка посольских телеграмм по каналам организации "Викиликс" тоже подтвердила, что любую "аналитику" легко подогнать под желаемые стереотипы. Нехитрый, но безотказный механизм идеологических "эхо-камер" такого рода хорошо известен: начальство подает некий сигнал, подчиненные его ретранслируют и усиливают, профильные "независимые специалисты" сочиняют в тон ему исследования и доклады, на которые то же начальство впоследствии с удовольствием ссылается. Круг замкнут.

Беда, однако, в том, что при таком подходе все, включая и само начальство, со временем перестают отличать правду от выдумки. Так, предшественник Обамы в Белом доме Дж.Буш-младший явно сам искренне верил в тезисы своего собственного агитпропа - например, будто американцы на штыках несли в Ирак свободу и демократию.

Да и вообще стереотипы, закрепляясь в общественном сознании, постепенно становятся догмами и заставляют поклоняться себе даже людей, которые сами их насаждали. Можно с уверенностью утверждать, что и в американских представлениях о России, и в российских о США еще полным-полно подобных предрассудков.