Главы стран - членов Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана подписали три последних соглашения из пакета, направленного на формирование единого экономического пространства. Важное место в нем отведено документу, устанавливающему единые принципы и правила технического регулирования.
Соглашение запускает процесс разработки технических регламентов "на троих" и дает легитимные основания приостановить как подготовку, так и вступление в силу национальных регламентов в каждом из трех государств.
Фактически отбой доморощенным разработкам был дан в России еще несколько месяцев назад, однако и по сей день сохраняются вопросы, вокруг которых продолжают кипеть споры. Например, технический регламент о безопасности низковольтного оборудования в форме федерального закона вступает в силу 31 декабря 2010 года. А уже с 1 января 2011-го производители и импортеры обязаны сопровождать свою продукцию новыми сертификатами и декларациями соответствия и маркировать ее соответствующим знаком обращения на рынке. Естественно, это требует времени и немалых денег. Оттого-то бизнес и просит либо приостановить вступление в силу техрегламента, либо уточнить переходные положения. Тем более что на горизонте аналогичный регламент, но уже на весь Таможенный союз. Его принятие запланировано на 2011 год.
Согласно уточненному на прошлой неделе плану реализации соглашения уже в ближайшее время завершится подготовка единого перечня опасной продукции. Можно предположить, что с его появлением наконец прекратится длящаяся с 2003 года дискуссия о том, сколько же все-таки техрегламентов необходимо экономике России, а теперь и всему Таможенному союзу. Пока называются разные цифры на 2011 год - в одном документе первоочередных 47, в другом - 18. И если последняя цифра более или менее реальна, то в первую верится с трудом. В любом случае вряд ли стоит начинать работу на новом уровне с новыми партнерами с очередной фантазии - в сфере технического регулирования их было уже предостаточно.
Что касается товаров, не попавших в единый список, то к ним обязательные требования предъявляться не будут, а значит, технические регламенты на них не потребуются. Более того, соглашение обязывает каждую страну отменить национальное регулирование по отношению к этой продукции. Чтобы не возникло правового вакуума, по-видимому, придется по образцу ЕС разработать еще одно соглашение - об общей безопасности продукции, считает председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.
Как будут разрабатываться и приниматься новые регламенты? Каждый из них закрепляется за определенной страной - участницей Таможенного союза. Приоритет при этом отдается той, где уже есть аналогичный национальный нормативный акт или проект в высокой степени готовности.
Ответственная за разработку сторона представляет разработанный ею документ в секретариат Комиссии Таможенного союза, и после одобрения профильными министрами трех стран он выносится на публичное обсуждение. Доработанный вариант утверждается комиссией их трех вице-премьеров.
Все вроде бы логично. Но нетрудно разглядеть в таком порядке одно уязвимое место - практически не предусмотрен учет интересов бизнеса на ранних стадиях подготовки документа. "Многих ошибок можно было бы избежать, изначально прислушавшись к предпринимателям или даже предоставив бизнес-ассоциациям право самим разрабатывать первую редакцию проекта регламента Таможенного союза, - говорит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. - Сейчас они из этого процесса исключены".
Кроме того, пока нет гарантий, что результаты общественного обсуждения в конечном итоге будут чиновниками как-то учтены. Фокус тут еще и в том, что согласно новому порядку основой для техрегламента Таможенного союза может служить регламент ЕврАзЭС. Стало быть, если документ уже прошел публичное обсуждение, пусть даже бутафорское, нового не требуется. В этом случае бизнес и вовсе может оказаться не у дел.