Крах крупного туроператора "Капитал Тур", нападения акул на отдыхающих, дорожно-транспортные происшествия на самом востребованном россиянами направлении - Египте - и все это в разгар покупок новогодних туров. Эти события не могли не повлиять на продажи новогодних путевок.
- История с "Капитал Туром" сильно повлияла на спрос, продажи пошли хуже, - говорит Максим Приставко, заместитель гендиректора компании "Джет Тревел", - конечно, сегодня ситуация выправилась, но текущие продажи ниже процентов на 20, чем могли бы быть. Но главное, туристы стали явно побаиваться обращаться в туркомпании.
Анна Подгорная, исполнительный директор компании "Пегас Туристик", считает, что история с "Капитал Туром" нанесла достаточно серьезный урон имиджу туроператорских компаний, подорвала доверие туристов ко всему рынку. И потребуется время, чтобы это доверие вернуть. Анатолий Гаркушин, коммерческий директор компании "Пантеон", отметил, что после этого случая многие туристы заняли выжидательную позицию.
Не успела утихнуть история с "Капитал Туром", как у берегов Шарм-эш-Шейха появились акулы-убийцы. Как рассказывает Ирина Тюрина, после трагической гибели немецкой туристки от укусов акулы отели в Шарм-эш-Шейхе отмечают аннуляции туров. Российские туроператоры по Египту сообщают, что после появления информации об акулах объем продаж туров в Шарм снизился в разных компаниях от 15 до 50%. Отели предлагают дополнительные анимационные программы, чтобы компенсировать отсутствие пляжных развлечений, и вывозят туристов для купания в безопасные районы. По сообщениям РСТ, спрос на туры в Хургаду и другие египетские курорты сохраняется.
Растет спрос на зимний Израиль. Популярность всех видов отдыха в этой стране значительно выросла после отмены визового режима. Как рассказал Омер Эшел, глава европейского отдела министерства по туризму Израиля, в октябре 2010 года Израиль посетили 72 130 человек, это на 24% больше, чем в октябре 2009 года, а с января по октябрь 2010 года в этой стране побывало 45 0 224 россиян. За этот же период 2009 года - 317 236 российских туристов, а в 2008 году - 278 337. То есть за два года прирост составил 62%, а по сравнению с прошлым годом - 42%. Если рост и дальше пойдет такими темпами, то в ближайшие три года российские туристы могут стать первыми по численности в Израиле, обогнав традиционно лидирующих американцев. Ирина Петрова, гендиректор компании "Солвекс-Трэвэл" отмечает, что в этом сезоне туристы интересуются экскурсионными программами по Израилю, в том числе и новинками рынка - путешествиями по северу страны.
Что касается других "теплых" направлений, то в лидерах также Таиланд. По разным оценкам, новогодний спрос на него вырос на 25-35%. Как считает Анатолий Гаркушин, успех Таиланду обеспечивает отложенный спрос. Из-за политических волнений некоторое время туристы опасались отдыхать в этой стране, а сейчас, когда обстановка стабилизировалась - поехали. Кроме того, цены на отдых в Таиланде остались на прошлогоднем уровне. Туроператоры также отмечают рост спроса на отдых в Доминиканской Республике и Бали, в среднем на 15 -20%.
Среди горнолыжных направлений специалисты турбизнеса отмечают повышенный спрос на горнолыжные курорты Франции, Италии и Швейцарии. Как рассказывает Максим Приставко, горнолыжники - наиболее устойчивый сегмент рынка и даже в кризис снижение спроса было незначительным, тогда многие сменили отели на апартаменты и оценили их удобство. В этом году апартаменты наиболее востребованны, а больше всего их во Франции и Швейцарии. Спрос на традиционно горнолыжную Австрию начался несколько позже, но все варианты удобного размещения уже раскуплены. В целом, по оценкам Игоря Козлова, гендиректора компании "Асент Трэвел", на пиковые даты 2 и 9 января продано почти 95% горнолыжных туров по всем направлениям. А выгодные по соотношению цена-качество гостиницы раскуплены еще в октябре. Остались лишь наиболее дорогие или расположенные далеко от подъемников отели. По наблюдениям Максима Приставко, в этом году горнолыжники выбирают варианты отдыха на 5-10% дороже, чем в прошлом году.
На рынке внутреннего туризма цены остались примерно на уровне прошлого года, а кое-где даже немного снизились. Татьяна Попова, гендиректор компании "Соцздрав" считает, что сейчас вообще нет такого стремительного удорожания, которое наблюдалось предыдущие годы. Происходит это, по ее мнению, потому что и объекты размещения, и сами операторы не рискуют затевать ценовые игры. Популярно Подмосковье, причем в первую очередь раскупаются пансионаты и дома отдыха средней ценовой категории, дорогие пользуются меньшей популярностью. По словам Ирины Астаховой, директора российского отдела "Ванд Интернешнл Тур", в этом году туристы ведут себя гораздо активнее: если в прошлом новогоднем сезоне народ раскачался только к концу ноября, то в этом первые запросы начали поступать еще в сентябре. Большой спрос на короткие новогодние поездки. Популярны путешествия в Карелию, город Мышкин, Костромскую область, Великий Устюг, а самый большой спрос на экскурсионные туры по Золотому кольцу.
Что касается ближнего зарубежья, то все рекорды бьет Белоруссия. Как отмечает Людмила Сысойкина, заместитель гендиректора компании "Солвекс-Трэвэл", в этом году спрос на Белоруссию вырос на 70%. Новогодние и рождественские туры в эту республику тоже весьма востребованы: места в санаториях и базах отдыха, расположенных близко к Минску, раскупили еще в октябре. Сейчас раскупаются отдаленные от столицы объекты. Кроме отдыха и лечения в санаториях Белоруссии в этом году большой интерес и к экскурсионным турам по республике, а также отдыху в национальных парках. Экскурсионные программы включают посещение Минска, Могилёва, Гродно, Бреста, заповедника Беловежская Пуща и т.д. Новогодний заезд на 12 дней в белорусский санаторий сопоставим по цене с тремя новогодними днями в подмосковной здравнице при тех же условиях размещения и наборе услуг.