Госдуме необходимо усовершенствовать нормативную правовую документацию по обеспечению безопасности и качества продуктов питания.
Пищевая ценность и безопасность продуктов давно стоят в числе приоритетов правительства РФ. Стратегические ориентиры для обеспечения здорового питания россиян определяют два важных государственных документа.
Первый - это Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Закон N 29 от 02.01.2000 г.) был подписан еще десять лет назад. Также в прошлом году была утверждена "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации". Она гласит, что повышение качества жизни граждан обеспечивается путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Для этого, в частности, необходимо обеспечить надлежащие безопасность и качество пищевых продуктов.
Всероссийский Союз предпринимателей торговли провел глубокий анализ отечественной и зарубежной правовой документации и подтвердил, что правовой основой обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов является в первую очередь ФЗ РФ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании". Вместе с тем существует мнение, что Закон не предусматривает обязательных требований к качеству продукции. На наш взгляд, такая точка зрения представляется ошибочной.
Так, статья 7 пункт 4 этого Закона определяет, что "технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и связанным с ними процессом производства". В то же время статья 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" гласит, что "качество пищевых продуктов... это совокупность характеристик пищевых продуктов". Необходимость требований к высокому качеству продукции подтверждается и другими статьями Закона "О техническом регулировании": в статье 24 пункте 5 через процедуру идентификации продукции задействованы показатели качества и ее назначение; статья 18 в свою очередь указывает, что "подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения продукции техническим регламентам, стандартам" - это несомненные требования к качеству продукции.
Эти положения подтверждаются и международной документацией: Международным стандартом (МС ИСО 8402; 1994 г. п. 2.1.) и Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле и Руководством ИСО/МЭК2:2004.
Вышеперечисленные нормативные правовые отечественные и зарубежные документы следует признать правовой основой установления обязательных требований к качеству продукции в технических регламентах, Государственных стандартах и ТУ.
Данная проблема широко обсуждалась на заседании "круглого стола" 7 июня 2010 года в пресс-центре "Российской газеты". В ходе дискуссии некоторые участники заседания по-прежнему утверждали, что требования к качеству продукции не должны быть обязательными. В частности, председатель Комитета экономического развития и предпринимательства Государственной Думы РФ Евгений Федоров высказал мнение, что качество продукции отрегулирует сам потребитель.
Однако сегодня на потребительском рынке реализуются продукты питания в большинстве случаев не только ненадлежащего качества (и потребитель не может на это воздействовать), но и в какой-то степени опасные для здоровья и жизни граждан. Так, в продуктах животноводства отечественного и зарубежного производства не определяется содержание гормональных препаратов, так как в нормативной документации отсутствуют гигиенические требования по их содержанию. К тому же появляется огромное количество новых видов антибиотиков, пестицидов, требования к которым в СанПиНах не установлены.
К сожалению, не на должном уровне идет и процесс оформления Декларации о соответствии. Производитель заявляет проведение испытания продукции на соответствие СанПиНу, ГОСТу, ТУ по минимуму показателей. Аккредитованные испытательные лаборатории работают на коммерческой основе (по заказу производителей) и проводят лабораторные испытания также по минимуму показателей. Это вызывает очевидные сомнения в объективности таких коммерческих экспертиз и испытаний. Нужна ли такая Декларация о соответствии, которая не гарантирует надлежащее качество и даже реальную безопасность продукции?
В настоящее время средства массовой информации и контролирующие бизнес организации озабочены тем, что президент РФ оградил бизнес от контроля в течение трех лет. Однако это обоснованно. Потребительский рынок не готов к проверкам, поскольку не задействован в достаточной мере нормативный правовой механизм, который не позволял бы вводить сою (ГМО) без информации на этикетке, а цены оставлять те же. При этом производитель оказывается прав, так как все ГОСТы и ТУ носят рекомендательный характер. Идентификация не проводится, а значит, нет информации по рецептуре - в этом вопросе производитель тоже прав. При оформлении Декларации о соответствии производитель не заявляет свою продукцию на соответствие требованиям СанПиНу по содержанию гормональных препаратов, антибиотиков, пестицидов, пищевых добавок, и никто не обязывает его указывать в сопроводительных документах, какие именно он использовал препараты.
Для того чтобы заработал механизм государственного контроля за качественной, безопасной и относительно дешевой продукцией, необходимо привести в надлежащее состояние нормативную правовую базу, укрепить и активнее задействовать все имеющиеся структуры, службы и посты по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов на всем пути товаро движения "от поля до стола".
В целях совершенствования нормативной правовой документации по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов Государственной Думе Российской Федерации необходимо:
1. Внести изменения в статью 23 пункт 1 "Обязательное подтверждение соответствия" ФЗ РФ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" в следующей редакции: "Обязательное подтверждение продукции проводится на соответствие техническим регламентам, стандартам и ТУ (техническим условиям) по показателям качества и безопасности. Предусмотреть проведение идентификации продукции в сфере производства и обращения".
2. Разработать систему Государственного контроля по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов на потребительском рынке. В Положении о государственном контроле следует определить четкую организационную структуру (наименование всех органов, участвующих в проверке), а также схему взаимодействия ее элементов, регламент функционирования каждого контролирующего органа.
3. Привести в соответствие с новой разработанной системой Государственного контроля ФЗ РФ N 294 от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля", а именно в главе 2 статье 10 пункте 2 дать четкое определение терминам, положенным в основу для проведения внеплановых проверок: "...возникновение угрозы причинения жизни, здоровью граждан", "причинение вреда жизни, здоровью граждан...".
4. Привести Постановление Правительства РФ N 766 от 07.07.1996 г. в соответствие с ФЗ РФ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" в части: а) сроков действия "Декларации о соответствии". Закон определяет, что они разрабатываются техническими регламентами, а Постановление - что разрабатывается самим заявителем; б) проведения идентификации продукции. Это предусматривается Законом, а в Постановлении это требование отсутствует; в) кроме того, в Постановлении следует предусмотреть порядок, по которому при оформлении "Декларации о соответствии" определяется количественное содержание всех видов препаратов, используемых при выращивании и производстве пищевых продуктов.
5. Сделать приоритетной работу системы технического регулирования - в первую очередь пищевых продуктов. Предусмотреть минимально необходимые государству, обществу и бизнесу количество технических регламентов в разрезе товарных групп и их характеристик - 10 специальных технических регламентов (3 уже принято, осталось 7): а) зерномучные товары; б) свежие и переработанные плоды и овощи, в том числе соки из фруктов и овощей (технический регламент уже принят); в) вкусовые товары; г) крахмал, сахар, мед, кондитерские товары; д) яйца и яичные товары; е) рыба и рыбные товары; ж) мясо и мясопродукты.
6. Внести изменения в статью 9 ФЗ РФ N 381 от 28.12.2008 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", дополнив ее Положением в следующей редакции: "В связи с приобретением определенного количества пищевых продуктов оптовому покупателю производится не выплата вознаграждения, а по усмотрению производителя понижается продажная цена в форме дисконта (скидки) за счет своей прибыли, а не за счет повышения цены".
7. Интенсифицировать работу Роспотребнадзора в деле обеспечения безопасности продуктов питания, а именно:
- разработать единую форму "Удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов" (паспорт продукта) для использования на всей территории России, а также аналогичную документацию на ввозимую продукцию из-за рубежа;
- обязать производителей предоставлять продавцу в этом Удостоверении, кроме показателей качества и безопасности пищевых продуктов, полную информацию о тех препаратах, которые использовались в процессе выращивания или производства пищевых товаров;
- внести в нормативную техническую документацию допустимую норму препаратов, используемых при выращивании и производстве пищевой продукции, которые в настоящее время в СанПиНах не нашли отражение;
- разработать методы определения количественного содержания всех пищевых добавок и ввести предельный норматив по внесению пищевых добавок в один продукт для определения комплексности их воздействия, разработать ГОСТ и ТУ с требованиями к качеству и безопасности пищевых добавок;
- обеспечить надлежащий контроль за выполнением требований нормативной технической документации отечественного и зарубежного производителя.
8. Росстандарту создать системы обеспечения качества продукции, как предусмотрено ГОСТом Р.1.0-2004.
9. Предусмотреть в законодательном порядке:
- имущественную, вплоть до уголовной, ответственность для производителей и продавцов пищевой продукции за необеспечение безопасности и качества пищевых продуктов и за отсутствие четкой информации по составу продукции, а также ответственность для аккредитованных испытательных лабораторий за подлинность результатов испытаний.
Таким образом, после принятия Госдумой целого ряда вышеуказанных комплексных законодательных актов по совершенствованию и укреплению нормативной правовой документации потребительский рынок во многом будет готов к работе по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов.
Тогда можно будет включить механизм Государственного контроля по аналогии с зарубежным опытом. Именно эти ориентиры заложены в утвержденной президентом РФ "Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации".
Контактный телефон:
(812) 297-17-39.