Компания МАЗ изготовит уникальный грузовик по американской технологии
В августе следующего года на Минском автозаводе изготовят грузовик, который, безусловно, станет сенсацией не только на постсоветском пространстве. Этот трехосный тягач для магистральных перевозок сможет брать "на борт" до 60 тонн груза вместо традиционных 38-42. И построен он будет по "американской" схеме, когда мотор расположен перед кабиной. Такая компоновка и водителя защитит в случае аварии, прокомментировал корреспонденту "СОЮЗа" особенности новинки генеральный директор МАЗа Александр Боровский, и позволит создать еще более комфортабельные условия труда и отдыха в дальней дороге. Понятно, что автолайнер предназначен в первую очередь для таких трансконтинентальных магистралей, как транспортные коридоры Берлин - Минск - Москва и далее вплоть до Тихого океана и Пекина, а также Скандинавия - Россия - Беларусь - Украина - Средиземноморье. В комплексе с разворачивающейся модернизацией этих шоссе новые автопоезда позволят еще эффективнее использовать уникальный транзитный потенциал Беларуси и России. В результате и доходы бюджета возрастут, и высокооплачиваемые рабочие места появятся. А со временем МАЗ намерен выпустить еще более эффективные на дальних перевозках многозвенные автопоезда. Это будут наследники знаменитого мазовского концепткара "Перестройка-2000". При создании уникальной автотехники минские автостроители надеются заручиться поддержкой Союзного государства и российских коллег, сообщил Александр Боровский.
Что же позволяет руководителю МАЗа так уверенно заявлять о сроках создания оригинальной новинки? Ведь еще год назад минский завод, как и родственные предприятия по всему миру, из-за падения спроса оказался в кризисе. Сегодня продажи достигли прежних значений, на некоторые новые модели грузовиков и автобусов даже очередь. В результате на МАЗ сегодня приходится 8,5 процента рынка коммерческой автотехники России, в уходящем году он показал там самую высокую динамику продаж. Сказывается и потенциал, накопленный при реализации ряда союзных научно-производственных программ, и новый подход к его использованию.
Только в этом году завод поставил на конвейер 16 новых моделей автотехники и еще больше готовит к выпуску в ближайшей перспективе. Причем и технический уровень продукции постоянно растет. Фактически новая кабина, комфортабельная и устойчивая к коррозии, выпускается по новой технологии, более производительной и экономичной. В дополнение к главному конвейеру строится еще одна сборочная линия - перечень можно продолжить. Всего на реконструкцию предприятия в ближайшие годы планируется затратить 600 миллионов долларов, выпуск грузовиков в результате удвоится.
- Иначе не выдержать конкуренцию с ведущими игроками мирового рынка, - убежден Александр Боровский. - Мы четко видим, куда должен двигаться МАЗ, и намерены создать автомобиль, полностью соответствующий лучшим европейским аналогам.
Как при этом будет строиться сотрудничество с российскими деловыми партнерами? Было время, когда оно определяло развитие МАЗа. При выполнении недавно завершившейся очередной союзной программы развития дизельного автомобилестроения в одной упряжке уже насчитывалось до десятка белорусских и российских предприятий, в том числе не только МАЗ, но и минский и ярославский моторные заводы, КАМАЗ, МЗКТ. И сегодня минские автомобилестроители тесно сотрудничают с камскими коллегами. Руководители двух предприятий нередко обмениваются деловыми визитами. На днях КАМАЗ посетила большая группа специалистов МАЗа. Обмен передовым опытом, откровенное обсуждение общих проблем - сегодня норма деловых отношений. Ведь только сообща можно противостоять и западным конкурентам, и набирающим обороты китайским автозаводам. Тем более что со вступлением России в ВТО ввозная пошлина на зарубежные грузовики снизится с 25 до 10, а затем и 5 процентов. Не учитывать это было бы чересчур легкомысленным. Напомним, что относительно недавно МАЗ был преобразован в открытое акционерное общество. Здесь есть понимание, что привлечение инвестора ускорит техническое обновление предприятия. Но кто станет финансовым партнером - российские КАМАЗ, "Группа ГАЗ" или некая западная фирма? Пока сказать трудно. На МАЗе лишь сообщили, что получают немало интересных предложений.
Что также по-настоящему волнует, так это чьим двигателем будет оснащаться минский грузовик в ближайшие годы. Пока в России переход на международный стандарт Евро-4 отложен, МАЗ успешно использует добрые проверенные двигатели Ярославского моторного завода класса Евро-3. Но уже через год перед ними, скорее всего, зажжется красный свет. Выпускаемый же в Ярославле по французской лицензии из импортных комплектующих более совершенный мотор ЯМЗ-650 оказался для массового белорусско-российского рынка слишком дорог. Пока далек от завершения и завод по производству другой новинки - мотора ЯМЗ-530 меньшего размера, который также остро нужен МАЗу. Все это заставляет руководство предприятия активно искать альтернативу. Практически еженедельно идут технические консультации с Минским моторным заводом, уже более года назад презентовавшим мотор стандарта Евро-4. Обсуждаются различные варианты сборки в Беларуси американских и западноевропейских автомобильных дизелей с последующей локализацией производства.
- Нам нужен надежный поставщик малых, средних, крупных дизельных двигателей современной конструкции, - убежден Александр Боровский. - Без этого МАЗ не сможет работать устойчиво.
...Решая сложные проблемы, на предприятии не забывают о своей истории. Коллектив гордится своим первенцем - установленным на постаменте самосвалом "МАЗ-205". А недавно на всеобщее обозрение выставлен еще один экспонат - концепткар "Перестройка-2000", удостоенный золотой награды Парижского международного автосалона. В одном месте сошлись прошлое и будущее крупнейшего предприятия. Минские автозаводы решили отныне давать своей продукции не просто индекс, а узнаваемые, громкие названия. Среди вариантов - белорусские и российские имена.