К выполнению Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" транспортники приступили после выполнения ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Это было вызвано задачами по опережающему развитию транспортной сферы для перехода экономики к инновационной модели развития. Еще на заседании президиума Государственного Совета 13 ноября 2007 года Дмитрий Медведев дал поручения внести изменения в действующую ФЦП, чтобы завершить ее на год раньше и скорректировать федеральную программу до 2015 года. Цель предыдущей программы - не допустить, в условиях резкого сокращения финансирования, деградации отрасли, создать предпосылки для развития транспортной системы. Новая Программа на ближайшие пять лет призвана дать толчок не только к модернизации, но и к развитию транспорта, который должен отвечать насущным экономическим и социальным потребностям страны.
В термин "развитие" закладывается целый комплекс направлений. Это синхронизация видов транспорта в комплексных узлах, формирование новых транспортных коридоров, реализация инновационных проектов, активизация развития транспортной инфраструктуры в азиатской части России, внедрение эффективных транспортных технологий. Важной отличительной особенностью программы развития стал проектный подход к планированию мероприятий, который позволил ранжировать их в зависимости от максимального эффекта. Каждый проект оценивался с позиций развития транспортного комплекса в целом.
Особое внимание в целевой программе, причем в рамках обеспечения федерального закона "О транспортной безопасности", уделено комплексному подходу в решении этой задачи. Речь идет об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. О создании интегрированной системы контроля безопасности, оперативного реагирования и расследования происшествий и чрезвычайных ситуаций, оснащения органов надзора и контроля в сфере транспорта патрульными машинами. А также о введении обязательного страхования ответственности перевозчиков.
Действующая ФЦП призвана обеспечить инновационное развитие транспорта. Но для этого, по мнению экспертов, необходимо еще на этапе проектирования и строительства транспортных сооружений иметь систему стимулов к внедрению прогрессивных, экономически эффективных решений. К примеру, в законодательство о госзакупках внести изменения, которые дали бы право проведения конкурсов на выбор лучшего технико-экономического решения. А в состав технического задания на разработку проектной документации включить новый раздел по использованию передовых решений. Надо также закрепить возможность государственных заказчиков направлять на инновационные разработки экономию при проведении торгов в объеме 1-2 процента стоимости контракта. Предусмотреть премирование подрядчиков от экономии, полученной ими при внедрении новых проектных решений в процессе строительства объектов. А также, используя международный опыт, выйти на десяти-, пятнадцатилетние контракты. Дорожные администрации США, Канады и ряда европейских стран, внедрившие систему долгосрочных контрактов, достигли экономии финансовых средств в размере 20-40 процентов.
Необходимым условием перевода отрасли на инновационный путь развития является повышение качества подготовки специалистов. Поэтому в ФЦП включены меры по переоснащению материальной базы учебных заведений транспортного комплекса. Предусматривается создание особых научно-образовательных центров. В программе предусмотрено финансирование целого комплекса научно-исследовательских работ по разработке и внедрению новых технологий. Правда, в связи с кризисом, выполнение работ сместилось на 2014-2015 годы.
В свою очередь уже выполненная программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" помогла остановить спад пассажирооборота, обеспечив рост "транспортной подвижности" населения. Совокупный грузооборот по всем видам транспорта по сравнению с началом 2000-х (за исключением трубопроводного) увеличился на 28 процентов.
Улучшено комплексное развитие инфраструктуры. Были завершены все долгострои отрасли. В частности, сданы в строй 18 внеклассных мостов общей длиной 18 километров, что потребовало инновационных решений. Это позволило 2008 году снять барьеры на пути перехода национальной экономики в фазу устойчивого экономического роста и создать условия для долгосрочного социально-экономического развития страны. Повысилась роль автомобильного транспорта во внешней торговле. Теперь надо развивать инфраструктуру так, чтобы состояние сети дорог было на мировом уровне. И исключить неравномерное развитие транспортной инфраструктуры, дисбалансы между развитием регионов и транспортной системой, например, между Европейской частью России и регионами Сибири и Дальнего Востока.