У русских эмигрантов первой волны была популярна история о чудесном спасении одного китайца. Вот как ее рассказывал Александр Вертинский.
Дело было в Харбине, в 20-х годах прошлого века. В Харбине тогда было много русских, и кто-то прямо на вокзале повесил икону одного из самых почитаемых в России святых - Николая Чудотворца, покровителя путешествующих и гонимых. Однажды пестрая привокзальная публика стала свидетельницей того, как к иконе подбежал пожилой китаец и упал перед ней ниц, причитая: "Старика вокзала!"
Как выяснилось, китаец вышел порыбачить и не заметил, что поднялся шторм. Его лодчонку швыряло с такой силой, что рыбак уже прощался с жизнью. И вдруг, как во сне, он увидел перед собой образ седого старичка, которому русские молились на вокзале. Не зная, как обратиться к святому, он, коверкая чужой язык, взмолился о помощи: "Старика вокзала! Старика вокзала!"
Что было дальше, китаец и сам не мог объяснить: очнулся он целым и невредимым, с хорошим уловом. Свое чудесное спасение он приписал помощи "святого русских" - "старика вокзала", которого и бросился тут же благодарить.
Никогда при жизни не связанный с Россией, святой Николай Чудотворец был всегда первым, самым любимым покровителем и заступником каждого, с верой и молитвой прибегающего к его помощи. Как написано в одной из книг начала XVIII века, с документальной точностью зафиксировавшей чудеса, явленные по молитве к угоднику Божиему Николаю: "... он является скорым, без промедления, защитником всех, находящихся в бедах, спасает от потопления.., избавляет от смертной казни мечом и иных родов смерти на войне, подает исцеление слепым, хромым - хождение, глухим - слышание, немым - глаголание. Премногих он обогатил, когда те находились в крайней нищете, спасая от лютой смерти, голодным давал пищу, а невинно оклеветанным спасение".
Само житие святого по объему гораздо скромнее, чем тома, посвященные свидетельствам бесчисленных чудес, произошедших по молитве к святителю уже после его смерти и вплоть до наших дней. И это не случайно. При жизни святитель следовал заповеди Божией о том, что творить добро надо, не просто скрывая это от людского глаза и уха, но так, чтобы даже твоя правая рука не ведала, что делает левая. Поэтому лишь малая часть прижизненных чудотворений святителя дошла до нас, немногое известно и о его земной жизни.
Мы знаем, что он был единственным, поздним и желанным ребенком в благочестивой семье. Его родители, прося Бога о сыне, обещали посвятить его Богу, и их молитва была услышана. Предположительно в 260 году, в городе Патары области Ликии в Малой Азии (сейчас Турция), у Феофана и Нонны родился мальчик, получивший при крещении имя Николай, что по-гречески означает "победивший народ". С детства Николай отличался мудростью и тягой к добру. Например, все деньги, доставшиеся ему по наследству, раздал нуждающимся. Уже священником, рискуя жизнью, вступился за невинно оклеветанных и осужденных на смерть.
Став епископом ликийского города Миры - отсюда еще одно имя святителя, Николай Мир Ликийский, - он все силы направил на служение людям. Во время голода чудесным образом спас свой город от неминуемого вымирания. Причем почитали святого не только христиане, но и мусульмане.
Святому выпала долгая и непростая жизнь, скончался он в 334-м или в 335 году, а уже после смерти его прославление вышло за пределы Малой Азии. В V веке Николая Мир Ликийского стали почитать греки, а первый храм, посвященный Николаю Чудотворцу, появился в России задолго до Крещения Руси и образования Древнерусского государства.