Для малых российских компаний рынок прямых инвестиций практически закрыт

В начале 2011 года в регионах России пройдет серия семинаров и конференций "Бизнес успех-2011", посвященных проблемам инвестиций в малый бизнес. Об этом сообщил "РГ" вице-президент общественной организации поддержки малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Бречалов. Члены "Опоры" побывают в Ульяновской, Вологодской, Амурской, Ростовской, Новосибирской областях, Ставропольском крае. Цель - предоставить успешным малым предприятиям возможность получения внешнего финансирования инвестпроектов через различные специализированные, в том числе венчурные фонды.

"На портале ОПОРА-КРЕДИТ" сегодня собрана база данных по ста различным региональным, российским и западным венчурным фондам, - рассказывает Александр Бречалов. Объединениям бизнес-ангелов, располагающих финансовыми средствами. Предприниматели могут направлять свои бизнес-предложения и описание компаний. Главные критерии - отраслевая принадлежность бизнеса. В приоритетах, по словам Бречалова, инновационный и производственный сектора, опыт в реализации подобного рода проектов, норма их доходности, период окупаемости, доля инвестора. Кстати, сейчас в базе "ОПОРЫ- КРЕДИТ" уже более 150 инвестиционных проектов, требующих финансирования.

До сих пор главным источником денежных ресурсов в этом секторе экономики традиционно выступают собственные сбережения владельцев малых предприятий. Так, по данным минэкономразвития в 2009 году они инвестировали в основной капитал своих компаний более 540 миллиардов рублей. Причем, как отметила на недавнем ежегодном съезде "ОПОРЫ" экс-заместитель министра экономического развития, а ныне руководитель аппарата правительства РФ Анна Попова, это - "очень оптимистичная цифра", которая свидетельствует не столько о "живучести" малого бизнеса, сколько о стремлении к развитию. Однако, по мнению Александра Бречалова, говорить о серьезных "цивилизованных" инвестициях можно, когда деньги вкладывает не сам предприниматель, а они "находят" его извне. То есть речь идет о прямых инвестициях. В России же малые компании и прямые инвестиции - понятия пока несовместимые.

Учитывая то, что в малом бизнесе банковским кредитом пользуются только 16% малых предпринимателей в своей деятельности, а половина опрошенных вообще никогда не обращались в банк, считая это безнадежным делом.

В Европе, приводит пример Бречалов, помимо активного банковского кредитования, малые компании, особенно растущие, инновационные, привлекают инвестиции и с помощью размещения своих акций на фондовых биржах. В России таких прецедентов нет. Во-первых, потому, что малые предприятия ведут свою деятельность, как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью, что не предполагает допуска к биржевым инструментам. Во-вторых, в силу структуры малых предприятий. Если в России "малыши" занимаются, в основном, торговлей и бытовыми услугами, то за рубежом от 50 до 60% малых предприятий - внедрением инновационных технологий. У нас доля таких предприятий - около 1,4%. "Словом, привлечению цивилизованных внешних инвестиции мешает клубок проблем", - резюмирует Бречалов. На одном из первых мест, кстати, финансовая неграмотность малого бизнеса - многие не в курсе, как осуществлять проекты с помощью лизинговых, факторинговых схем.

Кроме того, по словам вице-президента ОПОРЫ, успешный поиск инвесторов связан и с лояльным налоговым режимом, а следовательно, с "прозрачной" отчетностью компаний. Но можно ли привлекать средства на открытом рынке, если бизнес не прозрачен? Пока эксперты ломают голову над тем, как помочь с инвестициями малому бизнесу, ситуация способствуют обратному процессу. С 2011 года в России вводятся единые социальные взносы, увеличивающие налоговую нагрузку на малый бизнес. Часть его может опять "уйти" в тень, что отодвинет проблему массового поиска инвестиций еще дальше, - прогнозирует Бречалов.

Между тем по данным экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в 33 регионах отмечается позитивная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Пятерка лидеров выглядит так: Забайкальский край (показатель вырос в 17,5 раза), Еврейская автономная область (в 12,1 раза), а также Чукотский АО (в 5,0 раза), Магаданская (в 2,9 раза) и Костромская области (в 2, 7 раза). Положительная динамика показателя отмечена в двух федеральных округах, среди них Северо-Кавказский федеральный округ (показатель вырос на 17,1%) и Дальневосточный федеральный округ (на 8,5%).

"Чем больше бизнес вкладывает средства в свой основной капитал, то есть в самих себя, тем больше он уверен в будущем, в рынках сбыта", - поясняет один из авторов исследования Владимир Буев. И до кризиса, и сейчас попытки государства разогреть рынок инвестиции в малый бизнес были не слишком успешными по причине недостаточного спроса на продукцию малых предприятий. По мнению Буева, проблема ограниченных рынков сбыта для привлечения инвестиций превосходит по значению все другие проблемы вместе взятые. Ведь зачастую, приступая к реализации проекта, его инициаторы не знают, куда продать результат своего труда. И эта тенденция только закрепляется, а потребность в новых товарах практически не растет. Восстановление инвестиций будет идти параллельно с восстановлением спроса в российской экономике, считает эксперт. Однако по данным мониторинга Института треть российских компаний все еще отмечают низкий спрос на свою продукцию. "Малый бизнес остро реагирует на изменение экономической среды. И если начинается рост экономики, то вслед растет малый бизнес", - говорит Буев. Особенность инвестиционной активности еще и в доверии. Несмотря на то, что в первом полугодии 2010 года аналитики фиксируют рост оборотов, инвестиции все равно падают". С экспертом из Национального института системных исследований проблем предпринимательства согласен глава Пермского отделения "ОПОРЫ России" Евгений Фридман. "Деньги есть", - уверяет Фридман. - Их стало гораздо больше, и внешние инвесторы в принципе готовы вкладываться. Но зачастую малый инновационный бизнес сырой, а те проекты, которые он отрабатывает, не всегда грамотно "упакованы". Инвестклимат, по его словам, это совокупность множества факторов. В том числе региональные налоговые льготы, но регионов, предоставляющих налоговые послабления в России единицы. Нет и твердой законодательной почвы для инвесторов. Вкладываясь в чужой бизнес, они не защищены с точки зрения возврата средств. Фридман напомнил, что крупные предприятия, корпорации неохотно формируют вокруг себя малую экономическую среду, тогда как на Западе это основа для роста данного сегмента экономики. Многие автомобильные крупнейшие мировые компании, работающие сегодня в России по льготному режиму промышленной сборки, сегодня оказалисьперед выбором - поднимать цены на автомобили или создавать новые компании по производству комплектующих непосредственно в стране. "У нас в Пермском крае много металлургических заводов, которые связаны с производством комплектующих. Но у западных партнеров есть настороженность. Не кинут ли?" - говорит Фридман. Поэтому малые компании, по его мнению, должны включаться в известные на всю страну общероссийские бизнес-ассоциации и отраслевые союзы, что станет гарантией их стабильности и прозрачности для инвесторов.

Одной из форм получения инвестиций, если их рассматривать в широком смысле, как и банковские возвратные кредиты, сегодня может стать и региональная кредитная кооперация. Кредитные кооперативы развиты в Ярославской, Саратовской, Волгоградской, Новосибирской, Кемеровской областях, Алтайском крае. Многие кооперативы, являясь субъектами инвестиционных рынков, уже показали себя как жизнеспособные организации финансовой взаимопомощи и альтернативой официальной банковской системе при инвестировании малого бизнеса. Микрофинансирование - еще один надежный способ получения инвестиций предпринимателями с низкими доходами, нуждающихся в займах, но не имеющих приемлемого обеспечения. Если, конечно, не понимать инвестиции как финансирование вообще, а как вложения в уставной капитал.

компетентно

Андрей Кузнецов, генеральный директор "ОПОРА-КРЕДИТ":

- После почти двукратного уменьшения объемов рынка кредитования малого бизнеса в кризисный период 2010 год показал первые результаты "оживления" этой сферы. Притом признаки преодоления кризиса связаны как с увеличением объемов кредитования, так и с качественными улучшениями условий кредитования для малого бизнеса.

Так, с конца 2009 года началось постепенное снижение процентной ставки на кредиты для малых и средних предприятий (МСП), которое позволит к 2011-му достичь докризисного уровня стоимости ресурсов. Вместе с тем происходит увеличение средних сроков кредитования (по нашим оценкам) до 3-5-летнего среднего периода к 2011 году и до 7-летнего периода к 2012 году, которое обусловлено тем, что представители малого бизнеса почувствовали стабильность рыночной ситуации и готовы брать на себя более серьезные финансовые обязательства. В то же время упрощение требований к обеспечению по кредиту, которое достигается распространением беззалоговых кредитных продуктов и снижением коэффициентов хеджирования при оценке залогового имущества, показывает, что и банки начинают более высоко оценивать стабильность рынка.

Эффективность различных направлений господдержки оказалась неодинаковой. Если в целом можно говорить о положительных тенденциях в сфере регулирования деятельности сектора, то результативность региональных систем поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса оказалась довольно низкой. На федеральном уровне более эффективными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России.

Большую эффективность показала также поддержка, распределяемая по линии Российского банка развития. Характер поддержки, которую оказывает РосБР, наиболее перспективен, так как средства выделяются на возвратной основе. Вместе с тем программа РосБР имеет и свои сложности: низкая капитализация (по сравнению со спросом со стороны МСП); еще достаточно высокие процентные ставки; не вполне эффективно налажены механизмы распределения региональных лимитов.

Несмотря на положительную динамику сферы кредитования МСП, она по-прежнему нуждается в государственном регулировании, которое должно выражаться не только в различных видах финансирования, но и в развитии институциональной среды. Основным барьером к дальнейшему развитию кредитования МСП остается, в первую очередь непрозрачность бизнеса. Несмотря на специализированные методы оценки финансового состояния, которые есть в большинстве банков, "выход из тени" малого и среднего бизнеса до настоящего времени является серьезным барьером к развитию системы его финансирования. Особенно ярко он проявляется в регионах.