Российские компании в 2010 году стали чуть прозрачнее, а значит, понятнее для инвесторов, считают аналитики Standard & Poor's и Центра экономических и финансовых исследований и разработок. В совместно подготовленном ими отчете говорится, что рассчитываемый экспертами индекс информационной прозрачности (он выводится как средний показатель на основе изучения 90 крупнейших отечественных публичных компаний) в уходящем году вырос на 1,7 процентных пункта, составив 57,5%.
Прошлогодний лидер "Роснефть" удержал позицию, причем суммарный показатель компании остался на прежнем уровне - 80%. На вторую ступень с третьей поднялась Магнитка. Впервые в первой десятке оказались Банк ВТБ и X5 Retail Group, улучшившие свои результаты на 8 и 4 процентных пункта соответственно. Сохранили свое присутствие в верхней десятке СТС Медиа, Мечел, Мобильные ТелеСистемы, Трубная металлургическая компания, Новолипецкий металлургический комбинат, ВымпелКом Лтд. (ранее - Вымпел-Коммуникации). А Ростелеком и Акрон, входившие в группу лидеров в прошлом году, ныне в десятку не попали.
Бросается в глаза высокая плотность "верхних" показателей, первую компанию от десятой отделяют всего 7 баллов, в 2009 году отрыв составлял 9 баллов. Но в целом по выборке разрыв между лидерами и аутсайдерами чрезвычайно велик - от 80% до 25%. Напомним: в России около 300 публичных компаний, но на исследованные 90 приходится 85% совокупной капитализации отечественного фондового рынка. Крупные компании, как выяснилось, более прозрачны, а с другой стороны - открытость, как правило, положительно влияет на рыночную капитализацию
Как оценивать нынешний общий результат? "В 2002 году, когда было проведено первое подобное исследование, индекс информационной прозрачности был равен 34%, - говорит профессор Российской экономической школы Сергей Степанов. - Российские компании год от года заметно прибавляли, чему способствовал выход многих из них на мировой рынок ценных бумаг. Но кризис сказался и здесь, с IPO пришлось повременить".
"То, что средний уровень прозрачности ныне несколько подрос, прежде всего связано с заметным повышением транспарентности компаний электроэнергетического сектора, - объясняет аналитик службы рейтингов корпоративного управления S&P Елена Пастухова. - Из 20 компаний этой отрасли 15 повысили свой балл, причем у пяти из них рост составил более 10 процентных пунктов", - считает эксперт.
Аналитики отмечают, что лучше стала раскрываться информация о вознаграждении членов советов директоров и менеджеров (но всего на 5 процентных пунктов и лишь до 26%) и финансовые сведения , где показатель прозрачности вырос с 57 до 60%. При этом лишь 20% компаний регулярно сообщают об индивидуальном вознаграждении членов советов директоров, а менеджеров - 6%.
Можно говорить о прогрессе в раскрытии информации о выплатах внешнему аудитору и его отсутствии относительно сведений о вознаграждении за неаудиторские услуги (вот уж редкость!). За последние два года выросла доля
структур, объявляющих о рекомендованных советом директоров дивидендах до даты закрытия реестра акционеров. А вот прогнозы компаний об объемах производства и доходах, равно как и инвестиционные планы, ныне предаются широкой огласке даже реже, чем прежде.
Все чаще из публичной отчетности можно узнать, кому же принадлежит компания. Среди структур, имеющих контролирующего собственника, доля компаний, раскрывающих о нем информацию, возросла с 81,8% в 2009 году до 87% - в нынешнем. Количество компаний, разглашающих сведения о всех крупных собственниках (более 25% голосов), увеличилось с 65% до 67%, а раскрывающих хотя бы одного крупного акционера - с 68 % до 70 %. О всех долях в совокупной рыночной капитализации сообщают 58,5% компаний против 56,6% в минувшем году.
Несмотря на то, что, как и прежде, наиболее открытым остается телекоммуникационный сектор (со средним показателем, взвешенным по капитализации, 72%), ныне вплотную к нему приблизились металлургическая и банковская отрасли ( 70% и 69%, соответственно). Как и прежде, наименее открыто машиностроение - 46%.
И еще любопытно: структуры, где государство напрямую или косвенно держит в руках более 50% голосующих акций, оказались в среднем на 2,8 процентных пункта прозрачнее структур с контролирующим частным собственником и на 2,6 процентных пункта прозрачнее средней компании по выборке.
Наконец, стоит отметить, что анализировали эксперты три основных источника информации: годовые отчеты, веб-сайты и отчетность, предоставляемую регулирующим органам. Наиболее содержательным источником информации оказались веб-сайты компаний: средний балл за раскрытие информации на веб-сайтах в 2010 году составил 60,9%, в годовых отчетах - 41,6%, а в отчетности, предоставляемой регулирующим органам, - 40,4%.