Депутаты ужесточили контроль за гражданским оружием

Следственный комитет России обретает самостоятельность.

Вчера Госдума приняла пакет соответствующих президентских законопроектов во втором чтении. И уже сегодня депутаты планируют принять весь блок в окончательном, третьем чтении.

Правда, перед вчерашним голосованием некоторые думцы задались вопросом - не переборщили ли они с самостоятельностью СК РФ, законодательно закрепляя за ним такой статус, который не предусмотрен Конституцией, - федеральный государственный орган. "Может быть, все-таки назвать его федеральным органом исполнительной власти? Будет понятно, перед кем отчитывается и какие результаты должен давать", - предположил замруководителя фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков. Однако большинство его не поддержало. По словам председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, место СК в системе органов государственной власти определено концепцией базового законопроекта. Там же "предметно раскрыта" и форма руководства СК. Глава Следственного комитета будет назначаться президентом, за которым также закрепляется право осуществлять руководство деятельностью новой структуры и устанавливать ее штатную численность.

Возражения депутатов вызвала и норма, позволяющая следователю "беспрепятственно входить по предъявлению служебного удостоверения" не только в органы государственной и муниципальной власти, но и в любые другие, в том числе бизнес-структуры. Гудков опасался, что такая возможность "может быть использована не во благо, а, к сожалению, на коррупционной почве". Однако Плигин назвал эти опасения напрасными - норма при подготовке документа ко второму чтению достаточно предметно редактировалась, в ней появилось "разделение на помещения служебные, жилые". И "беспрепятственно" проникать в помещения следователи теперь могут только "при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других возложенных на них процессуальных полномочий".

Как сообщил Плигин, ко второму чтению базового законопроекта поступили 167 поправок. Большинство из них, предложенных неформальной рабочей группой, которая была создана депутатами разных фракций специально для доработки документов, учтено. Большая часть изменений касается более четкого разграничения функций следствия и прокуратуры. В частности, депутаты вернули прокурорам их нынешнее право отменять постановления следователей о возбуждении уголовного дела, а также о приостановлении или прекращении предварительного расследования не только на основании жалобы одного из участников процесса, но и в порядке надзора. Из первоначального текста также исчезла норма, разрешающая следователям обжаловать в суде решение прокурора по этому поводу. В варианте второго чтения также не оказалось нормы о доступе следователей к материалам оперативно-розыскной деятельности, в том числе сведениям об агентах, внедренных в преступные группы, а также о негласных штатных сотрудниках органов. "Единоросс" Борис Резник обратил внимание на то, что почему-то пропала и нужная поправка, которая дает прокурору право "на истребование прекращенных и приостановленных уголовных дел". Прокурор ведь может возобновить следствие. Как он будет это делать, не знакомясь с материалами? Нужная поправка вскоре нашлась, но не в базовом законопроекте, а в сопутствующем.

По мнению Плигина, в варианте, подготовленном комитетом ко второму чтению, "соблюден баланс соотношения функций надзора и следствия". Оговариваются принципы невмешательства в следственный процесс. Предусматривается ответственность органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, а также должностных лиц за воздействие на работника СК. При этом руководитель следственного органа СК и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов. Работники СК получают право на применение, постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств защиты. Одновременно вводится запрет на их членство в политических общественных объединениях.

"За время, прошедшее с тех пор, как законопроект о СК России был рассмотрен в первом чтении, произошли достаточно серьезные события в Москве, которые доказывают необходимость сильной системы федерального следствия, независимой от любых ведомственных и местных влияний. О том же самом свидетельствует продвижение расследования в Кущевской. Если местные начальники или приближенные к ним диаспоры, или любые уличные группировки будут знать, что имеют дело с сильной федеральной системой, а не одной из местных контор, поддающихся давлению, они тоже будут вести себя иначе", - считает зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству "единоросс" Андрей Назаров. Он не исключил, что при дальнейшем усилении Следственного комитета России понадобится также и парламентский контроль со стороны профильного Комитета по безопасности.

Вчера Дума приняла во втором и сразу в окончательном третьем чтении законопроект, ужесточающий контроль в сфере оборота гражданского оружия самообороны, а также спортивного пневматического оружия.

Те, кто впервые решил обзавестись гражданским оружием, будут обязаны пройти подготовку на предмет его владения. Приобрести оружие станет возможным только после получения лицензии. В случае переезда гражданин будет обязан в течение двух недель зарегистрировать свое оружие по новому адресу. Без лицензии и регистрации разрешается покупать газовые баллончики, электрошокеры, а также пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм. Во втором чтении законопроекта усилена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Теперь штраф для должностных лиц составит от 10 до 30 тысяч рублей, а для юрлиц - до 250 тысяч. За грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до года или административное приостановление деятельности максимум на 60 суток.