Страховщики установили "правила игры" для опасных объектов

Страховать ответственность владельцев опасных объектов за аварии перед третьими лицами, а также перед работниками этих организаций будет около 50 страховщиков. Это озвучил на пресс-конференции глава Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев.

По его мнению, вряд ли таких компаний будет больше. На рынке обязательной автогражданки обожглись многие. Поэтому сейчас лицензии на добровольное страхование гражданской ответственности есть более чем у 300 компаний, а обязательным страхованием могут заниматься лишь 123 компании.

Сейчас перед союзом стоит непростая задача: всего за год разработать или принять участие в разработке огромного количества подзаконных актов. Ведь закон об обязательном страховании ответственности опасных объектов вступит в силу для коммерческих организаций с 2012 года, для бюджетных - с 2013-го. А правительство обозначило четкие сроки для внесения тех или иных актов. Так, например, правила обязательного страхования должны быть готовы к 30 июня, страховые тарифы - к 30 апреля, а нормативы по выплатам - к 30 марта. При этом к 28 февраля должен быть подготовлен документ о порядке определения вреда в результате такой аварии.

Напомним, что этот закон появился на волне трагедии, а именно после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Однако опасными объектами считаются не только ГЭС, но также и лифты, и эскалаторы. Всего в перечне Гостехнадзора числится более 300 тысяч объектов, относящихся к категории опасных. Еще 30 тысяч - гидротехнические сооружения. Лифтов, по скромным подсчетам, - более 500 тысяч.

Кто будет страховать ответственность этих опасных предприятий и оплачивать пострадавшим ущерб? Сейчас НССО разработал правила входа-выхода в союз - компании, только входящие в НССО, могут заниматься обязательным страхованием ответственности опасных объектов. Эти правила уже направлены в минфин на согласование. Также готовы и требования к страховым компаниям, которых в этот союз примут. Они довольно демократичны. Помимо лицензии, компания-претендент должна иметь опыт добровольного страхования таких объектов не менее двух лет. Под этим опытом подразумеваются не только заключение договоров и получение премий, но и реальные выплаты. Еще одна стоп-линия - это отзыв или приостановление действия лицензии. Такие компании не будут допущены до рынка.

Предполагалось, что НССО будет заниматься также и обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчиков на всех видах транспорта перед пассажирами и противопожарным страхованием в РФ. Новый устав союза пока нацелен только на страхование опасных объектов. Но, по словам Юрьева, как только появятся соответствующие законы, устав организации будет расширен. В нем такая возможность предусмотрена.