Андрей Эшпай, режиссер "Униженных и оскорбленных", "Детей Арбата", "Многоточия", "События", "Ивана Грозного", вновь позволил себе роскошь по сегодняшним временам с головой уйти в историю.
На сей раз в историю взаимоотношений людей Серебряного века. Точнее, историю одной литературной мистификации, прообразами киногероев которой стали поэты Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева, творившая под псевдонимом вымышленной Черубины де Габриак. Прекрасной незнакомки, непродолжительный период до появления на литературном небосклоне Цветаевой и Ахматовой носившей титул "первой" поэтессы, которой все восторгались и в которую заочно влюблялись - ни разу не видя ее, исключительно по ритму строчек и благозвучию стихов.
Если от ликбеза переходить непосредственно к фильму "Элизиум", то нужно оговориться сразу: Андрея Эшпая главным образом интересует кульминация и развязка лирическо-поэтического треугольника "Гумилев - Дмитриева - Волошин", то есть момент разоблачения Черубины де Габриак и дуэли Гумилева с Волошиным. Автор сценария Эльга Лындина придумывает фактически детективный ход, на протяжении всей картины позволяющий держать зрителя в таком сильном напряжении, как будто речь идет не о судьбе поэтов Серебряного века, а как минимум о перспективах в процентах личного счета в банке, искусно смешивая высокую поэзию с любовной драмой и всем тем человеческим, что никому не чуждо. А Андрей Эшпай предлагает своим героям увлекательную театральную игру - принять участие в домашнем спектакле, который разыгрывается исключительно для одного зрителя и одновременно главного же участника событий. Они помещают всех персонажей в один дом, куда герой Алексей Тучков (читай - Гумилев, хотя авторы фильма настаивают, что это не совсем так) приезжает в гости к Дмитриевой и Волошину, чтобы познакомиться с загадочной Черубиной де Габриак, якобы у них гостящей. И все в имении, кроме влюбленного в Черубину Тучкова, прекрасно знают, что никакой Черубины в природе не существует, а в комнате, где она якобы скрывается от людей, только старая пыль и ни одной прекрасной дамы, но ведут искусно свои партии, еще больше подогревая пыл нафантазировавшего себе идеал женщины поэта.
Надо сказать, что с фильмом "Элизиум", его превосходно сыгранными Зоей Кайдановской и Алексеем Вертковым литературными розыгрышами, блестящими эпизодами актрисы Розы Хайруллиной, театрализованными мизансценами Андрея Эшпая и его уникальным, пунктирным темпоритмом, смешивающим жанры кино и театра, плюс живописными кадрами Сергея Юриздицкого я живу в душе уже давно. В воспоминаниях об этой картине словно каждый раз отвечая на приглашение попутешествовать во времени. Как будто на дворе век не двадцать первый, а Серебряный. В котором факт, что кто-то еще может в кого-то влюбиться просто по поэтическим строчкам, за красивые слова, представляется совсем не мистификацией, а самой что ни на есть реалией.