Москва: Малое железнодорожное кольцо реконструируют для пассажирских перевозок

У столицы появился реальный шанс осуществить давнюю идею - пустить пассажирские электрички по Малому железнодорожному кольцу.

Разговоры об этом ведутся с середины 90-х годов прошлого века, а до дела тогда так и не дошло. Тем временем в мегаполисе, где катастрофически не хватает дорог, "простаивает" целая железнодорожная ветка длиной в 54 километра! Теперь ее начнут приспосабливать для пассажирских перевозок. Электрички, которые пустят по кольцу, станут городским общественным транспортом. Об этом договорились на встрече московский мэр Сергей Собянин и глава компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Причем РЖД взяла на себя обязательство профинансировать проектирование, а также подготовку необходимых документов. И Москва не осталась в долгу, выделив в бюджете на 2011 год конкретную сумму - 2,5 миллиарда рублей - на подготовку к реконструкции Малого кольца.

Без пересадок

Сейчас специально для экскурсий по Малому железнодорожному кольцу ходит ретропоезд: несколько вагончиков, прицепленных к старинному паровозу. За два часа пути можно увидеть немало достопримечательностей. За окном мелькают старинные станции начала XX века (с 1908 до 1930 год по этой дороге перевозили не только грузы, но и пассажиров), Новодевичий монастырь, небоскребы "Москва-Сити", Останкинская телебашня, ВДНХ, Ботанический сад...

Но наряду с красотами на этом пути нельзя не заметить и удручающие пейзажи: промзона, которую пересекают лишь грузовые составы, дорога не электрифицирована, местами - однопутное движение. И такая безрадостная картина, считай, в центре Москвы.

Теперь, похоже, все изменится к лучшему. С реконструкцией Малого кольца за пределы города выведут пять грузовых дворов, всего в сферу благоустройства попадет 8,5 тысячи гектаров столичной земли.

Какой станет малая "железка", в общих чертах уже известно. Существует генеральная схема развития Московского железнодорожного узла до 2025 года. Она одобрена на разных уровнях, в том числе и столичным правительством. Этот документ, как рассказали корреспонденту "РГ" в институте "Гипротранстэи" ОАО "РЖД", предусматривает перепрофилирование железнодорожного кольца из грузового в пассажирское. И, по сути, это будет наземный дублер кольцевой линии метро, который оттянет на себя немалую часть пассажиропотока из переполненной "подземки".

По предварительным расчетам, когда новая дорога заработает в полную силу, ею смогут пользоваться до 900 тысяч пассажиров в день.

Всего на кольце планируется построить 30 пассажирских станций - примерно через каждые полтора-два километра. В перспективе оно станет связующей транспортной артерией города. Дорога пересекает практически все радиальные линии метро. Здесь появятся пересадочные узлы, некоторые даже с общим вестибюлем. Также с кольца можно будет пересесть на электрички почти всех пригородных направлений МЖД. К станциям "подтянут" и наземный общественный транспорт: автобусные маршруты, скоростные трамваи. При такой развитой инфраструктуре многие москвичи захотят пользоваться городской электричкой.

Сегодня, например, чтобы добраться от станции "Кутузовская" до "Ленинского проспекта", надо сделать в метро две пересадки, хотя расстояние между двумя этими точками по московским меркам всего ничего. По Малому кольцу будет три остановки - минут 10 от силы. Планируется, что в час пик поезда будут ходить примерно с такой же периодичностью, как метро, а в остальное время - как монорельс: через 10-11 минут. Главное - нигде в пробке не застрянешь.

До отправления поезда осталось...

Вопрос один: когда пустят движение? Как заявил столичный мэр Сергей Собянин, нужно приступать к реализации проекта уже в ближайшее время.

Реконструкция Малого кольца значится в числе первоочередных задач. На 2011-2012 годы намечены подготовительные работы (совместно с РЖД) по организации пассажирского движения, в 2013-м планируется пустить первые 40 составов. Первоначально в качестве стартового называли участок от Канатчикова до Пресни. Эта часть пути лучше других подготовлена к пуску пассажирского движения. В частности, при строительстве Гагаринского тоннеля, соединяющего Ленинский проспект с Третьим транспортным кольцом, уже было заложено соединение с "железкой".

Кроме того, с площади Гагарина удобно пересаживаться на станцию метро "Ленинский проспект", Лужники - по соседству со "Спортивной", Кутузово - рядом с метро "Кутузовская"... Всего называлось пять станций. Теперь в схему Малого кольца МЖД внесены поправки: список первой очереди строительства остановок увеличился до 10 (см. схему). Одновременно откроют семь пересадочных узлов с линией метрополитена Кстати, возле остановок на железнодорожном кольце могут появиться стадионы, офисы, фитнес-клубы... А это новые рабочие места, причем рассредоточенные по всему городу.

Предполагается, что все кольцо "под ключ" сдадут к 2016 году. К этому времени здесь будут курсировать сто составов в сутки. В РЖД рассчитывают, что через пять лет пассажиропоток составит около 250 миллионов человек в год.

Справка "РГ"

Малое железнодорожное кольцо протяженностью 54 километра не совсем круглое. На северо-западе оно оттягивается на 12 километров, а на юге проходит в пяти километрах от Кремля. По конфигурации напоминает кольцевую линию метро.

Компетентно

Игорь Бахирев, руководитель НПО транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы: Конечно, пуск пассажирских электричек по Малому кольцу не решит всех дорожно-транспортных проблем, но Москва получит новую распределительную магистраль. В условиях мегаполиса рельсовый транспорт - самый эффективный. Лучшей альтернативы кольцевой линии метро не придумать. Железнодорожный транспорт давно и успешно используется во многих европейских странах для городских пассажирских перевозок. Где-нибудь в Германии или Японии человек садится в электричку, даже не замечая, метро это или железная дорога.

И в Москве многие захотят пересесть на городскую электричку, если будет создана удобная инфраструктура - с минимальными временными пересадками на другие виды транспорта, с удобным подходом для пассажиров, с доступным тарифом, с комфортными составами... При таких условиях железнодорожное кольцо способно не только разгрузить метрополитен, но и повлиять на дорожную ситуацию, которая стала критической. Чтобы избавиться от пробок, надо меньше использовать легковые автомобили в личных целях. Сейчас 20 процентов горожан передвигается по Москве на автомобилях, 80 процентов - общественным транспортом. К 2025 году автомобилей будет еще больше - примерно 400 на тысячу населения. Тогда просто встанем в заторах.

Весь мировой опыт борьбы с пробками нацелен на то, чтобы жители пересаживались на общественный транспорт, особенно скоростной, внеуличный, который способен перевозить большое количество пассажиров. Москва тоже заявила о приоритете общественного транспорта. Осталось сделать так, чтобы ездить на нем стало удобно, комфортно и престижно.