Ольга Маховская, психолог:
- Праздничная суета полезна хотя бы потому, что она предшествует празднику, а праздник человеку просто необходим. Во-первых, для того чтобы поддержать его положительную индентичность, насытить положительными эмоциями и впечатлениями. Кстати, наша традиция дарить друг другу подарки на Новый год работает как раз на это. Получая подарок, мы понимаем, что нас любят, а это, согласитесь, очень важно.
Вторая особенность новогодних праздников - повод пообщаться, эта особенность сплачивает людей. Причем пообщаться интенсивно, возобновить или развить контакты, укрепить их или завершить какие-то сюжеты, включая любовные. Под Новый год это становится особо актуально. Все сосредотачиваются именно на этом, понимая, что шанс выпадает особый.
Новый год - праздник особенный, он дает нам возможность попрощаться со старыми планами и настроиться на новые. С ним связана надежда на радикальную перемену к лучшему, а это для нас очень важно, и опять-таки поэтому мы щедро одариваем свое окружение, надеясь, что благодаря этому заветные желания сбудутся.
Мы обязательно должны приготовить хороший стол, обязательно должны купить подарок, все эти ритуалы должны быть тщательно соблюдены. Ради этого мы готовы с утра пораньше, а то и во время рабочего дня, бегать по магазинам, выстаивать в очереди супермаркета, толкаться по распродажам. Кстати, именно в предновогодний период телевизионщики четко фиксируют снижение телерейтингов, которые связаны с тем, что мы ходим по магазинам.
Новогодний шопоголизм - явление для нас уже не новое. Полный отказ и аскеза советских времен сменились ненасытной жадностью.
Оказалось, что нам нужно все. Если посмотреть на новогодний шопинг, то процентов 70 наших денег тратится на подарки для других. К тому же в период новогоднего шопоголизма актуализируются наши детские комплексы. Мы все превращаемся немножко в детей, ожидая какого-то чуда, праздника, подарков, разрешаем себе покупать все, что хочется. Хотя в обычные дни мы идем в магазин, когда нам чего-то не хватает, например внимания близких.
Вообще шопоголизм - это такой способ оказать себе внимание. По большому счету шопоголизм - это не очень хорошо.
Но новогодний шопоголизм - это совсем другая история. Мы верим, что нужно быть щедрыми и тогда судьба ответит нам тем же. Именно поэтому мы так старательно готовимся к Новому году, так терпеливо выносим толкотню в супермаркетах, так пристально выбираем на елочном базаре самую лучшую елку, наряжаем ее с особой любовью, как когда-то делали это в детстве. Мы с удовольствием обдумываем подарки, ездим по магазинам, тратим на них уйму времени, но выходим оттуда довольные, купив то, что задумали. С трепетом заворачиваем подарки в упаковочную бумагу, раскладываем под елкой и томимся радостным ожиданием: все готово! Мы мучительно выбираем поздравительные открытки и пишем в них самые лучшие пожелания, тем самым поддерживая друг в друге веру в самое лучшее, выражая небезразличие к радостям и проблемам близких.
Полина Дашкова, писатель:
- Меня восхищают женщины, для которых предновогодняя магазинная суета, так называемый шопинг, - развлечение и отдых. Для меня это - мучение. Что-то купить, особенно перед Новым годом, даже подарки близким, для меня - очень тяжелая задача. Тем более приходится иметь дело с явным человеческим лукавством, которое особенно неприятно перед праздниками. Ведь не секрет, что часто скидочная цена дай бог соответствует нормальной. У нас в магазинах завышают цены до невероятных цифр, а потом радостно снижают: жирно перечеркивается одно, пишется другое, чтобы все полагали, что им сказочно повезло. А на самом деле вы платите реальную цену товара. Меня обман раздражает. Впрочем, если человека устраивает такой, с позволения сказать, шопинг, буду рада, что это доставляет ему удовольствие.
У меня, к счастью, не бывает этого транса немотивированных покупок, постольку я в магазины хожу только при крайней необходимости. И в сферу моих бурных эмоций предновогодняя беготня по супермаркетам не входит. На меня крайне негативно действует, когда меня начинают "обрабатывать" продавцы, когда начинают что-то навязывать, приставать. Если еще и узнают, то это полный привет. Просто говорю: "Если будете меня трогать, я уйду". Реакции на это бывают самые разные, в том числе и бешенство. Но встречаются и адекватные продавцы, которые с облегчением вздыхают, потому что ясно, что им самим противно заниматься "разводом".
Когда в супермаркете я вижу людей в диком возбуждении, я просто стараюсь побыстрее ретироваться. У нас еще система новогодних распродаж развита не так, а вот в Америке я имела удовольствие наблюдать безумную толпу, несущуюся за покупками, сбивая друг друга с ног, даже по телам упавших. Эти горящие, остекленевшие глаза - для меня это непереносимо. Или в Германии у меня есть знакомые имигранты, для которых все содержание жизни перед праздниками - что-то подешевле купить на распродаже, а потом это обсуждать и радоваться. Таких людей просто очень жалко. Да, один раз в жизни я потеряла сознание, впервые попав в американский супермаркет в 1989 году. У меня закружилась голова не от того, что мне всего сразу захотелось, а от обиды на то, как ужасно мы тогда жили.
За подарками, даже новогодними, хожу с оказией: когда нужно выйти в город по делу, захожу заодно в магазин. Впрочем, было одно место продаж, куда я ходила нечасто, но с удовольствием. Это старая Тишинка. Про еще послевоенную интереснейшую барахолку мне рассказывал папа, который родился на Миусах. Совсем близко к Тишинке. Я знаю людей, которые с удовольствием одевались на этом блошином рынке, очень стильно. Однажды, помню, я там купила старую-престарую куклу из детства - это был резиновый немецкий пупс. Она у меня пожила и куда-то делась. На Тишинке мне было интересно наблюдать типы людей, туда больше ходила за впечатлениями. И впечатления были, конечно, не те, что от нынешних супермаркетов, когда люди сметают все подряд. Впечатления были штучные, яркие, запоминавшиеся.