Зарубежные автопроизводители оценивают новые условия промсборки осторожно
В 2011 ГОДУ на мощностях Горьковского автозавода будет налажено производство автомобилей Mercedes-Benz. Это соглашение между двумя автопроизводителями было принято после того, как минэкономразвития, мин промторг и минфин согласовали новый режим промсборки автомобилей. Новые правила промсборки, позволяющие получать льготы при ввозе автокомпонентов, предусматривают выпуск не менее 350 тыс. машин в год для действующих автозаводов и 300 тыс. для новых сборочных предприятий, рассказал глава департамента особых экономических зон и проект ного финансирования минэкономразвития Дмитрий Левченков. На 30% выпускаемых автомобилей должны будут устанавливаться либо двигатели, либо коробки переключения передач отечественного производства. По словам г-на Левченкова, доля автомобилей, собранных в режиме крупноузловой сборки, не должна превышать 5% от общего объема выпускаемых автомобилей. "Компаниям придется ежегодно подтверждать уровень локализации производства", - подчеркнул чиновник, добавив, что требование по крупноузловой сборке будет действовать в течение восьми лет. "Машины приходят крупными узлами и таможатся не как детали, а как узлы, это легко проверить по таможенным документам", - отметил руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов.
Ведомства решили не включать в требования режима промсборки условия по объему инвестиций (ранее сообщалось, что минимальный объем инвестиций иностранных автопроизводителей должен составлять не менее 500 млн долларов). Но в соглашениях с автопроизводителями теперь будет четко прописываться список производимых ими моделей. "Это не исключает анонсированной ранее разработки специальных моделей для российских потребителей", - подчеркнул г-н Левченков.
"Еще в начале августа прошлого года минпромторг предложил иностранным автоконцернам, имеющим автозаводы в России, перезаключить действующие инвестсоглашения о промсборке, но тогда это не встретило поддержки с их стороны, - рассказывает г-н Богданов. - Предлагалось использовать два типа новых инвестсоглашений. Для проектов "с ноля" ввести восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов. В свою очередь, от инвесторов требуется создать за четыре года мощности по выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей. За шесть лет уровень локализации должен составить не менее 60%. Она рассчитывается как разница между совокупной таможенной стоимости импортных компонентов и отпускной цены собранного из них автомобиля. Минпромторг предлагал для перезаключающих соглашение установить более низкий порог инвестиций и льготный уровень расчета локализации: на старте проекта она принимается за 35% с учетом уже созданных в России мощностей. До сих пор в создание производства по автомобильной сборке в среднем инвестировалось 150-200 млн долларов".
Позже минэкономразвития предложило более мягкий вариант: необходимо продлевать действующие соглашения по промсборке автомобилей на разные сроки в зависимости от принятых производителем обязательств. "Годовое продление льготного ввоза автокомпонентов предусматривает обязательства организовать в России штамповку кузовных деталей - не менее 20 позиций, включая крупные, - отметил Богданов. - Для продления льготного режима на два года компаниям предлагается выпускать в России автомобили под российским брендом на собственной платформе (либо приобретенной по лицензии), с разработкой оригинальных частей. Для производства компонентов в России возможна кооперация между компаниями".
По мнению генерального директора Skoda (VOLKSWAGEN Group Rus) Петра Янебы, вряд ли стоит рассчитывать на большой интерес к новым условиям промсборки со стороны уже работающих в России зарубежных автоконцернов. "Компании, работа ющие в рамках действующих соглашений, срок которых истекает после 2012 года, вряд ли будут перезаключать новые соглашения и продолжат работу по старым правилам, - считает Янеба. - Мы пока не можем сказать, устраивают ли нас новые условия, нужно все просчитать. Однако есть ряд проблем, которые предстоит решить, если новое соглашение будет принято. И главная из них - отсутствие квалифицированных кадров для качественной промсборки".
"Конечно, теоретически, уже работающие в России компании могут по своему усмотрению решать, принимают они для себя новые правила игры или нет, - продолжает Янеба. - Если новые условия их не устраивают, то компании продолжат работать в рамках прежних соглашений до окончания их срока действия. Но у некоторых игроков срок соглашения заканчивается, например, уже в 2013 году. И в таком случае с этого времени они лишатся предусмотренных в режиме промсборки таможенных льгот, тогда как перезаключенные соглашения будут действовать еще 8 лет. Подписать их компании должны будут до середины февраля этого года. Насколько мне известно, пока доработанными условиями промсборки хотят воспользоваться альянсы Renault-Nissan-АвтоВАЗ и Sollers-Fiat".