Воронежцев вынуждают разбираться в тонкостях капремонта

На девятом десятке лет они бы с удовольствием разобрались в чем-нибудь другом. Но порой наладить нормальный быт удается, только если указывать коммунальщикам, где должен быть клапан, а где заглушка.

Неподписанты

В конце года в Воронеже отрапортовали об успешном завершении капремонта по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. К 10 декабря надлежало сдать 213 объектов, и всего на четырех, по данным мэрии, работы были не закончены. Речь шла о домах на левом берегу, где строители не успевали в срок поставить лифты и заменить проводку. Отметим, что прокуратура примерно в то же время проверяла ряд объектов на правом берегу, и в некоторых из них акты приемки работ были также не подписаны (по крайней мере дотошными жильцами). "Пакеты документов, подтверждающие выполнение капремонта многоквартирных домов, находятся в стадии оформления", - сформулировали в городском департаменте ЖКХ.

Мешают оформлению документов и активисты. Виктор Иванович Брусинец с улицы Переверткина ставить свою подпись под актами, как старший по дому, не спешит:

- Необходим комиссионный осмотр с составлением перечня работ, которые были оплачены, но не выполнены. Жильцы свой список составили и требуют перерасчета: есть основания полагать, что подрядчики сделали ремонт на гораздо меньшую сумму. Мы покажем, на что пустить сэкономленные деньги!

Сюрпризы от подрядчика

За два года дому № 20 выделили семь миллионов рублей. Сначала на замену сетей водоснабжения и отопления, затем на канализацию и фасад. Прежде чиновники отказывались признавать, что построенной в 1966 году пятиэтажке вообще нужен ремонт.

- Инвентаризации и капитальных работ здесь не было лет 20. В 2000-м я начал наседать на горДЕЗ и райДЕЗ, но они ссылались на некий акт: якобы дом уже отремонтирован. Причем на руки мне эту бумагу не выдавали, - вспоминает Виктор Иванович. - Кое-что делалось - но невооруженным глазом было видно, что все ветхое. Видимо, за настырность нас в 2009 году включили в программу капремонта. Собрали подписи, ждем сметы. Смотрим - на крыше рабочие. Кем наняты - не знают. Дошел я до городского департамента ЖКХ, настоял на смене подрядчика. Сметы нам, кстати, так и не дали… Потом пошли споры, докуда элементы системы отопления менять. Решили, что до первого клапана на трубе перед радиатором. А в моем доме таких клапанов нет - стало быть, и батареи менять надо, они - неотъемлемая часть системы…

Прошлогоднее предписание жилинспекции насчет новых трубопроводов в подвале (подтекают!) еще не выполнено, но проблему эту от людей заслонили события 2010-го. Чтобы вновь войти в программу капремонта, жильцы приняли соответствующее решение на общем собрании и утвердили виды работ. Затем официальная процедура такова: управляющая организация обследует дом, составляет дефектные ведомости и на их основе определяет объемы и стоимость работ, которые также утверждаются собственниками. Наконец, из дому выделяется денежный лимит, исходя из которого составляется смета. Легко заметить, что жильцы голосуют за один документ, а подрядчики руководствуются другим - подогнанным под конкретную сумму.

- Мы просили в УК дефектную ведомость и сметы - получили бумаги без чисел и подписей. Когда и кто обследовал дом? Не видели мы никого. Я проверял расчеты: завышена площадь фасада (площадь окон учтена в расходах на оштукатуривание и покраску) и рам (якобы их все красили, хотя около ста окон - пластиковые), - возмущается Брусинец. - В августе нас просили подписать протокол от 22 июня - как вам это? Моя подпись подделана - якобы соглашаюсь делать фасад без обследования окон, дверей и входных групп.

По словам жильцов, трудились у них неквалифицированные гастарбайтеры. Для Воронежа это не редкость: на разнице между оплаченными услугами специалистов и дешевой рабсилой можно заработать. Несмотря на конфликты ("Туалет то в подвале устроили, то в будке на детской площадке"), работягам сочувствовали: "Маляр без пояса работал на шаткой доске, мы жаловались - упасть может! Он и упал…" К слову, компания-подрядчик участвует в капремонте не первый год, проходит конкурс. Как пояснили в городском департаменте ЖКХ, претенденты предоставляют в комиссию в числе прочего свидетельство о членстве в СРО и сведения о своей производственной базе.

Послевкусие

Увидев, что Виктор Иванович показывает нам козырек подъезда ("неструганные доски покрыли металлическим листом так, что туда заливается вода, все будет гнить!"), подошли две женщины и рассказали про фасад: "По документам как? Оштукатурили, покрасили дважды. Наверное, каждый слой высохнуть должен? А у нас все операции за один день провернули!" К фасаду относятся и оконные блоки в подъездах. Здесь гнилые рамы давно забиты гвоздями, теперь уже не держат и гвозди. Следы капремонта - металлические уголки на некоторых створках.

Самый болезненный вопрос - канализация. С июня туалеты и кухни в квартирах стали "сообщающимися сосудами": заменив трубы, рабочие не заделали дыры в перегородках. Запахи и звуки смешались. Вдобавок новые трубы - полипропиленовые - позволяют слышать и происходящее в соседских туалетах. Люди жаловались куда могли. Представители УК, подрядчика и департамента ЖКХ города в октябре уверяли, что все будет скоро заделано. Где-то отверстия заложили гипсом. А где-то они зияют по сей день.

Особенно страдают на пятом этаже. 87-летний Эрих Маркович Николаевский даже губернатору писал, как вытяжную трубу вывели на кухне: "Воздух из канализационной трубы стал поступать не в атмосферу над крышей, а в квартиру… Я, конечно, трубу заткнул, но воздух поступает через внутриквартирную канализацию в ванную комнату. Днем, когда часто пользуются и туалетами, и раковинами, воздух… значительно очищается. Ночью же ванная комната так наполняется вонючим воздухом, что находиться в ней невозможно. Чтобы воздух очистился… необходимо направить мощную струю в отверстие раковины в ванной комнате. В канализационной трубе образуется вакуум, и через сливное отверстие в ванне засасывается воздух…"

На вопрос о том, как МУ "ГорДЕЗ ЖКХ" осуществлял здесь технический надзор, жильцы отмахиваются: "Никому ничего не нужно". Наверное, утрируют. Ведь директор департамента ЖКХ города Сергей Богатырев сообщил, что МУ контролирует качество, объемы, сроки и технологию производства работ "в соответствии с заключенным договором и требованиями законодательства РФ", извещает заказчика и подрядчика о выявленных нарушениях и контролирует их устранение:

- В ходе выявления некачественно выполненных работ заказчикам и подрядчикам оперативно направлялись уведомления об устранении дефектов и неисправностей. Все замечания… устранялись подрядными организациями за счет собственных средств.

Но странно, что специалисты могли пройти по дому, контролируя качество работ (о котором тот же Виктор Брусинец рассказал в десятке жалоб), и не встретить ни одной расстроенной бабули из тех, что открывали двери нам.

И вечный бой

Во время нашего визита в подъездах соседнего 22-го дома горел свет. Белым днем. Владеющая там квартирой Людмила Рыбина пояснила:

- После капремонта. Когда электросети меняли, поставили энергосберегающие лампы с датчиками движения. А выключатели сняли. Горит не переставая, выключить не можем.

Квартиру Людмилы и Серафимы Михайловны Бахтиной за время ремонта залили дважды. В комнатах сильно пахнет плесенью, недавно наклеенные обои висят кусками, покорежен пол.

- Кипятка по щиколотку было… Эксперты установили, что авария произошла из-за низкого качества новой арматуры - рабочие слишком сильно затянули гайку, и при пуске тепла все лопнуло, - демонстрирует заключения Рыбина. - Подрядчики не согласны возвращать средства - мол, виноваты жильцы. И директор УК туда же. Обещал, что будут компенсации от страховой компании, но что-то нет и их.

На каждый вид работ есть гарантийный срок, когда все дефекты устраняются подрядчиком полностью и за свой счет, констатировал Сергей Богатырев. Запускать этот процесс придется, вероятно, опять жильцам.

- Тут бабули и 1919, и 1921-го года рождения живут, - разводит руками 81-летний Виктор Брусинец, - хочется, пока силы есть, довести дом до ума. Передать молодым в нормальном состоянии.

Прямая речь

Елена Нечаева, старший помощник прокурора Воронежа:

- В 2010 году к нам поступали обращения по поводу капремонта, касавшиеся сроков и качества проведения работ по договорам подряда. Мы выдали несколько предписаний, но в целом проверки еще не завершены: некоторые нарушения устраняются, пока не подписаны акты. Если дом уже "сдан", мы обследуем его с представителями жилинспекции. Пока претензии есть к пяти-шести УК и ТСЖ. По тем данным, что у нас есть, нельзя сказать, что в этом году жильцы, как раньше, массово сталкивались с подделкой протоколов. Контакт с горДЕЗом у старших по дому есть. Частота контроля - другое дело. Если после подписания актов обнаруживаются дефекты, можно написать в УК - та по гарантийному сроку должна через суд добиваться устранения недоделок. Ведь многие из них проявляются не сразу. Гарантия по большинству видов работ - три года.

Что включает в себя капремонт:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления;

2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным к эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыш;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу;

5) утепление и ремонт фасадов (в том числе ремонт либо замена оконных блоков в подъездах).

Если после подписания акта приемки работ по капремонту обнаружились дефекты, необходимо запротоколировать их на общем собрании жильцов и направить копию протокола в УК (или подрядчику, если домом управляет ТСЖ) с требованием устранить выявленные недостатки. В случае отказа можно обратиться с жалобой в жилинспекцию, управление гостехнадзора, прокуратуру или Фонд содействия реформированию ЖКХ.