Новые конкурсные условия могут оставить без работы тысячи омских водителей

Депутаты городского Совета Омска решили упорядочить систему коммерческих маршрутов. Сегодня пассажиров обслуживает более четырех тысяч машин. Конкурсный отбор отсеет полторы тысячи из них. В результате около трех тысяч водителей пополнят списки безработных.

Такой расклад не устроил многих частных перевозчиков. Владельцы более 1 700 "газелей" выразили недовольство новыми условиями конкурса по распределению коммерческих маршрутов. Наиболее горячие головы призывают к забастовкам и грозят приостановить работу.

- Систему перевозок должен формировать рынок, а не чиновники, - считает основатель первого в Омске коммерческого маршрута, советник ассоциации правоохранительных органов Владимир Анохин. - Уже много лет пассажиров возят именно четыре тысячи "газелей". В этом есть железная логика. Горожане определенно пострадают, если число машин искусственно сократят.

Законодатели полагают, что чем меньше транспорта на дороге, тем выше безопасность пассажиров. И 2,5 тысячи маршрутных такси с перевозками справятся. Отсечь "лишних" призван разработанный парламентариями новый регламент. Право на работу в первую очередь получат перевозчики, готовые поменять отечественную "газель" на микроавтобус иностранного производства большей вместимости.

Мнение горожан, пользующихся маршрутками, на этот счет законодатели узнать не потрудились. Между тем большинство из них отдают предпочтение именно компактным автомобилям.

- Это уникальный вид транспорта, - считает постоянный клиент маршрута номер 215 Марина Ширшова. - Едешь, как в такси, а платишь, как в городском автобусе. Шансов, что тебе нахамят, испачкают одежду, вывернут карманы здесь гораздо меньше, чем в автобусе большей вместимости. К тому же ехать сидя или стоя - большая разница. Именно поэтому маршрутки и прижились в городе.

Помимо новых машин, перевозчики, по мнению омских законодателей, должны иметь собственные СТО. В конкурсные правила внесены и еще две существенные поправки.

- Первая обязывает автоперевозчиков организовать работу лицензионного медкабинета, который будут посещать все водители, садящиеся за "баранку", - пояснил "РГ" депутат горсовета Александр Иванов. - Вторая требует наличие у владельца маршрута договора страхования ответственности за здоровье пассажиров. Размер страховой суммы - не менее двух миллионов рублей на каждого. Эти меры также помогут повысить безопасность пассажиров.

Многие владельцы маршрутов считают, что одновременное введение всех этих мер оставит их без работы.

- Чтобы отработать ту же страховку, необходимо повысить стоимость билета минимум на два рубля, - поясняет перевозчик со стажем Николай Сметанин. - Между тем региональная энергетическая комиссия ограничила рост тарифов всего лишь одним рублем. Значит, все остальное мы должны компенсировать из собственного кармана. У рядового перевозчика просто нет таких денег.

Также вызывает недоумение водителей маршрутных такси необходимость организации медкабинета и СТО.

- Медкомиссию водители проходят в поликлинике. Там есть и специалисты, и соответствующее оснащение, - говорит Владимир Анохин. - Это профессиональный уровень, и нет смысла заменять его самодеятельностью. То же самое можно сказать и о станциях техобслуживания. В Омске уже сложился рынок профессионального автосервиса. Разве могут дилетанты конкурировать с опытными мастерами, гарантирующими качественный ремонт автомобилей и их безопасность?

Еще один нонсенс нового конкурса - из его условий убрали опыт работы. Теперь, чтобы получить лицензию, не обязательно иметь образование, достаточно пройти курсы.

Усмотрели опытные газелисты в новации и некоторый подвох.

- Пять лет назад я победил в городском конкурсе, - пояснил "РГ" перевозчик Александр Чередниченко. - Одним из его пунктов было условие - до следующего конкурса машины не менять. Иными словами, депутаты наложили вето на обновление автопарка коммерческих маршрутов. Это положение дает приоритет только тем, у кого новые микроавтобусы. Но вы же понимаете, что в одночасье купить их просто нереально. Они же не пять копеек стоят.

Таким образом, право работать на маршрутах, в первую очередь, депутаты отдали перевозчикам без опыта работы, но имеющим новые машины, собственную техническую базу с медкабинетом и толстый кошелек. Газелисты заподозрили, что речь идет о переделе рынка и обратились с открытым письмом в антикоррупционный совет Омской области.

Впрочем, каким бы ни было решение, уходить с маршрута многие из них, независимо от результатов конкурса, не собираются.

- Мне надо кормить жену и двоих детей, - констатирует профессиональный водитель Игорь Солодовников. - И я никуда не уйду. Тем более что меня в этом праве защищает закон. За годы работы я не получил ни одного нарекания ни от пассажиров, ни от инспекторов ГИБДД. Так что правда - на моей стороне.

Кстати

В новом году появится телефон доверия, по которому пассажиры смогут сообщать о недостатках в работе маршрутных такси. Такое решение принял горсовет. Депутаты полагают, что новация будет способствовать повышению безопасности пассажирских перевозок. С соответствующей инициативой к ним обратились сотрудники госавтоинспекции. Номер телефона разместят не только на видном месте внутри салона, но и на борту микроавтобуса. Поэтому пожаловаться на водителей смогут не только пассажиры, но и прохожие.