Восемьдесят полотен выдающегося советского художника чуть не оказались на улице.
Неприятный сюрприз под Новый год преподнесли казанские власти директору Музея Васильева Геннадию Пронину. Его в кратчайшие сроки попросили освободить здание, в котором с 1996 года располагалась галерея. Стоит пояснить, что это помещение принадлежит заводу железобетонных изделий. Четырнадцать лет исполком Казани оплачивал предприятию аренду музея и вот теперь отказался. В общем, решили сэкономить, и, как водится, на культуре. Конечно, дело хозяйское - из-за кризиса казна города изрядно оскудела. Вот только удручает безапелляционность, с которой чиновники попытались решить проблему.
- Мне даже не предложили никаких вариантов взамен. Как можно, такие картины и вдруг на улицу! - недоумевает Геннадий Пронин.
Действительно, казанского художника Константина Васильева местечковым не назовешь. Как это часто бывает, широкую известность он получил уже после своей смерти. Мастер погиб в 1976 году в возрасте 34 лет. А пик интереса к его творчеству пришелся на девяностые годы. Вряд ли кто из россиян не видел хотя бы репродукции самобытных работ Васильева, которые расходились по всей стране огромными тиражами. В основе произведений лежат сюжеты из скандинавской мифологии и русских былин. Всего он написал около 200 картин, чуть больше половины из которых увезла в Москву его сестра. Оставшиеся полотна и вошли в экспозицию казанского музея. Причем основная их часть принадлежит директору музея, который был другом художника.
Чтобы защитить уникальную коллекцию, Геннадий Пронин обратился за поддержкой к коллегам. Было составлено обращение к первым лицам республики от имени союзов художников, архитекторов, писателей и композиторов Татарстана с просьбой решить проблему.
В результате министр культуры Татарстана Зиля Валеева заверила общественность, что музей в беде не оставят и найдут другое здание. Возможно, картины на неопределенный срок разместят в одной из галерей Государственного музея изобразительных искусств РТ. В свою очередь казанские власти согласились повременить с отказом от арендной платы еще три месяца.
Однако Геннадий Пронин опасается, что поиск нового помещения может сильно затянуться.
- В квартиру я картины не повезу, боюсь, они же дорогие. Да и вообще дома держать их грешно, - говорит он. - Мне нужно быстрее решить этот вопрос, я человек в годах и не уверен, что после моей смерти этой коллекцией распорядятся должным образом.