Московских школьников учат боротьсься с предрассудками с помощью игр

Как научить детей уважать чужую национальнось, узнали участники тренинга "Основы и принципы этнического взаимодействия у школьников", который состоялся в Московском доме национальностей. Вместе с преподавателями, представителями национальных организаций и молодежными лидерами урок понимания и толерантности посетила корреспондент "РГ".

Причин для непонимания и недовольства друг другом у представителей разных национальностей предостаточно, мы часто даже не отдаем себе отчет, почему общение с человеком вызывает неприязнь, рассказывает ведущий тренинга доцент факультета психологии Высшей школы экономики Александр Татарко:

- 75 процентов информации мы получем из невербальных средств общения. Поэтому не всегда легко складывается диалог между представителями "глазеющей" и "неглазеющей" культур: на Востоке, например, не принято прямо смотреть в глаза собеседнику, а для русского, раз в глаза не смотрит, значит хитрит, что-то задумал. Так же непросто беседовать представителям "тактильной" и "нетактильной" наций, привыкших к различной дистанции между собеседниками.

Принять особенности чужой культуры нелегко даже взрослым опытным людям, дети же на каждую странность реагируют гораздо жестче и острее. Спасти положение помогут специальные упражнения, превращающие изучение национальных особенностей в веселую игру.

- Например, знаменитая игра "Пантомима", в которой участники вместо обычных слов загадывают какой-то национальный предмет или понятие, может показать, что изучение других культур может быть не менее увлекательным, чем путешествие в другую страну, - рассказывает Александр Татарко. - Есть и менее безобидные упражнения, одно из них - "Паутина стереотипов": два-три участника из группы становятся представителями различных наций, а остальные называют отрицательные качества, которые приписывает этим народам молва. Когда ругательства исчерпаны - участники начинают называть положительные качества. После этого упражнения портится настроение и у тех, кто говорил, и у тех, кто слушал. Это доказывает, что стереотипы губительны не только для тех, в чей адрес они звучат, но и для тех, кто их создает.