Игорь Щеголев: Не все надежды, которые возлагались на Интернет, оправдываются

Вчера, в День российской печати, в редакции "Российской газеты" состоялся "Деловой завтрак" с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым, в ходе которого он ответил на вопросы журналистов и читателей "РГ".

Однако начал министр встречу с поздравления всем работникам отрасли.

Игорь Щеголев: Пользуясь тем, что я нахожусь в "Российской газете", хочу поздравить коллектив вашего замечательного издания и в вашем лице всех представителей российских печатных СМИ, всех журналистов с Днем российской печати. Желаю им, чтобы этот год был насыщен интересными позитивными событиями, о которых было бы приятно и интересно писать, - событиями, которые вызвали бы интерес ваших читателей, слушателей, зрителей. Хочу пожелать, чтобы этот год оказался годом благополучным с экономической точки зрения для всех наших средств массовой информации - и печатных, и электронных, и сетевых. И чтобы в следующем году у нас был повод подвести положительные итоги.

Российская газета: Игорь Олегович, президент Медведев во время подведения итогов года высказал пожелание всем средствам информации максимально сократить "драматический разрыв" между той новостной повесткой дня, которую реально формирует общество, и новостными приоритетами СМИ. А вам этот разрыв кажется серьезным? Вы довольны подачей новостей, которую демонстрируют СМИ? И откуда министр Щеголев предпочитает узнавать новости: Интернет, телевидение, газеты?

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Щеголев: Моя информационная повестка дня формируется всеми средами: это и телевидение, и дайджест специализированной прессы, и общественно-политические издания, и, конечно же, Интернет. И в традиционных СМИ, и в интернет-изданиях, и в блогосфере есть что-то интересное, что-то новое. Понятно, что в каждом сегменте новостная повестка формируется по-разному. В традиционных СМИ есть те технологии, которые складывались многими десятилетиями. Конечно, все руководствуются своими приоритетами - срочно или несрочно, ведь редакционная политика формируется на протяжении достаточно долгого времени и у нее есть свои внутренние законы.

У крупных интернет-порталов информационные приоритеты часто зависят от статистики количества посещений. И понятно, что на первый план могут выходить те новости, которые в традиционных СМИ не всегда стоят на том же месте. Поэтому есть разница спроса на эту информацию. Но надо отметить, что эта разница уменьшается. И хотя разрыв пока еще по-прежнему действительно драматичен, он становится меньше.

Что касается самих интернет-ресурсов, не только СМИ, но и блогов, то там законы еще не сформировались.

Однако уже понятно, что основная информация, которая подвергается тем или иным комментариям, - это информация, поступающая во многом из тех же традиционных СМИ. Конечно же, бывают какие-то интернет-"бомбы", которые сначала появляются в этой среде, а только потом попадают на первые полосы, но железных закономерностей здесь нет. Появляется информация, потом она обрастает комментариями очевидцев, появляются какие-то видеозаписи. И информация в полной мере начинает жить в мультимедийной среде. Потом к ней добавляются комментарии пользователей, и она становится еще и живой. Традиционные СМИ скованы теми формами, которые у них есть. Вы можете напечатать выдающийся материал, а у человека, открывающего газету, нет возможности посмотреть, как он воспринимается другими людьми. В этом плане интерактив существенно оживляет подачу.

В СМИ есть законы информационной политики, и подача информации диктуется этими законами. Интернет пришел в нашу жизнь недавно, но традиционные СМИ уже вынуждены корректировать свою информационную повестку с учетом того, что появляется в Сети. Этот разрыв сокращается, и он будет становиться еще меньше. Исчезнет ли он вообще, сейчас сказать нельзя, но тенденция сближения этих информационных повесток дня налицо.

Предсказать, каков будет баланс, достаточно трудно, ведь интересы самой интернет-аудитории тоже меняются. Изначально это была среда 15-17-летних. Потом пришло более взрослое, "серьезное" поколение - люди, которые увидели в этом площадку для самореализации.

Но не все надежды, которые возлагались на Интернет, оправдываются. Посмотрите, что происходит с опытом публикаций книг в Сети. Казалось бы, свобода и независимая читательская экспертиза сформировали идеальную среду для того, чтобы в массовом порядке появлялись новые звезды. Но этого не произошло - есть единицы удачных авторов, которых заметили. То же самое произошло и в музыке. В последнее время только Петр Налич - звезда, которая взошла на небосклоне Интернета. Хотя изначально предполагалось, что появится возможность справедливого голосования, без каких бы то ни было дополнительных манипуляций промоутеров, и все встанет на свои места. Не случилось.

Так же будет происходить и с информацией. Понятно, что чем больше пользователей, тем выше требования к информации, которая появляется в Интернете. И я думаю, что на определенном этапе вперед опять смогут вырваться профессиональные СМИ. Доверие населения выше к качественной информации, составленной из разных источников и по тем законам, которые вырабатывались не одним днем. Конечно же, элемент спонтанности, эмоций тоже важен, но не менее важна и качественная информация.

РГ: А вы как министр работаете с известными блогерами? Приглашают ли их на ваши мероприятия?

Щеголев: Да, приглашают. Я их не только приглашаю, я и сам к ним иду. Например, в этом году в рамках IT-конференции "Безопасное завтра Рунета" встречался с блогерами в Урюпинске, было очень хорошее общение. И меро приятие замечательное было. Касперский узнал, что есть город Урюпинск, а мэр этого города - что Касперский - это человек, а не только антивирус.

РГ: Вопрос от наших читателей, пришедший по каналам Интернета. Не считаете ли вы, что мобильные операторы не всегда честно считают стоимость услуг? И не только по роумингу. Возможно ли, что минкомсвязь как регулятор повлияет на недобросовестную деятельность операторов?

Щеголев: Минкомсвязь как регулятор действует по закону. Тарифы сотовых операторов не относятся к тому, что мы можем регулировать.

РГ: Но ведь минкомсвязь может выступить с законодательной инициативой?

Щеголев: Это вопрос не столько к нам, сколько к законодателям, с которыми мы находимся в диалоге. Мы пытаемся решить вопросы не только с ними, но и с другими нашими ведомствами. Правда, в правительстве некоторые наши коллеги считают, что тарифы сотовиков в регулировании не нуждаются. А без их мнения занять ту позицию, о которой вы говорите, бывает достаточно трудно. Но уже в прошлом году в отношении роуминга мы смогли обеспечить какие-то подвижки. Пока хотя бы в рамках России и СНГ, где у сотовых операторов есть свои "дочки".

Что касается международного роуминга, то это не так просто, поскольку, по уверениям операторов, высокий уровень тарифов диктуется исключительно условиями, которые выдвигаются зарубежными партнерами. Сотовые операторы утверждают, что в Европе ввели централизованные тарифы на роуминг в рамках Евросоюза и те доходы, которые европейские операторы недополучают внутри со своих абонентов, они перекладывают на услуги роуминга с другими странами. Здесь минкомсвязь, конечно, может помочь наладить диалог прежде всего с европейскими или, например, теми ближневосточными странами, куда выезжает больше всего наших туристов.

Но в основном государство подключается к решению проблемы тогда, когда есть признаки картельного сговора или необоснованного повышения цен. А того инструментария, который есть сейчас у правительства, не хватает, чтобы заниматься регулированием сотовых и роуминговых тарифов жестче.

РГ: Главное, чтобы это постоянно ощущали мобильные операторы, что вы за ними следите.

Щеголев: Ощущают. И пока удается договариваться даже без серьезных санкций.

Полную версию "Делового завтрака" читайте в одном из ближайших номеров