"Революция приехала на броневике, а уехала на троллейбусе" - с этой фразы двадцать лет назад я начинала репортаж из Музея революции, который стал теперь Музеем современной истории. Еще долго там стоял во дворе поврежденный троллейбус как немой свидетель августа 1991 года, реального рубежа распада советской империи (теперь он, наверное, в запасниках, как и ленинский броневик 1917 года) и рождения новой России.
Как далеко и на чем мы уехали с тех пор друг от друга?
Чем прекрасно новое поколение, которое никогда не жило в СССР?
Кому принес счастье разъезд с общей советской коммунальной квартиры? О чем говорит статистика трудовой миграции?
Что за качество жизни гарантируют своим народам 15 независимых государств? У кого сегодня самый высокий и самый низкий ВВП на душу населения? Может ли олигархический капитализм гарантировать демократические свободы?
Как изменился наш понятийный аппарат за эти 20 лет? На какие новые слова и смыслы он обогатился? Вот, например, Андрей Кончаловский во вторничном номере "РГ" подарил нам выражение, похожее на "революцию роз" - "экономика РОЗ - распил, откат, занос".
У кого какая армия и кого она считает своим потенциальным врагом? Все ли "горячие точки" погашены на постсоветском пространстве?
Почему Россия по-прежнему остается столь привлекательной для одних (синдром метрополии) и не перестает быть раздражителем (напоминание о старшем брате) для других?
Надо ли сегодня учить "дружбе народов"?
Могут ли историки постсоветских стран договориться об общем учебнике ХХ века или хотя бы - Великой Отечественной. Или у каждого в бывшем СССР своя Вторая мировая война? Как защитить нам "бронзового солдата" и символы нашей общей памяти?
По законам какой страны разрешать проблемы, возникшие в интернациональном браке (усыновление, алименты, пенсии, наследство). Какое право работает на пространстве СНГ?
"Наташи. Все включено". Так, думаю, будет называться одна из будущих глав нашей коллективной повести. Почему так много "живого товара" выкачивается из стран СНГ? Я смотрела в арабском отеле "танец живота", с успехом освоенный мариупольскими девчатами, с которых не сводили глаз сладострастные шейхи. Кто продолжает дело кунинской "интердевочки"?
Где живут самые активные пользователи Интернета? Какая социальная сеть реально нас всех объединяет?
Номенклатура. Могучее, всесильное советское слово. Кто и что двигает сегодня людей по социальным и профессиональным лифтам? Чем директор по персоналу лучше начальника отдела кадров? О чем потерянном вместе с СССР вы (жалеете) никогда не жалеете?
Чему нам (без имперских амбиций) сегодня стоит поучиться у соседей?
За советские годы было 1100 раз присвоено звание "народный артист СССР". Кто в бывших советских республиках стесняется его, а кто гордится?
Мы спросим в разных странах, какую советскую книгу, фильм, песню там любят до сих пор и каких современных авторов предпочитают. Кто из артистов может сегодня собрать аншлаг в любой столице?
Как складывается судьба "великого и могучего", который преподается сейчас как иностранный, оставаясь при этом официальным языком Содружества Независимых Государств?
В свое время я писала репортаж "Последний день СССР глазами философа, машинистки и директора Беловежского заповедника". Сегодня нам так же доступны все три экс-министра иностранных дел и два первых президента Белоруссии и Украины - Шушкевич и Кравчук (Бориса Николаевича, увы, нет с нами). Может, через 20 лет Нурсултан Абишевич Назарбаев расскажет, почему он тогда не долетел в Вискули, пролетел мимо Беловежской истории?
У меня есть много личных вопросов грузинской певице Ирме Сохадзе. Той самой "оранжевой девочке", которая хочет строить мир без виз. Академику Аскару Акаеву, первому экс-президенту Киргизии о судьбах цветных революций. Народной поэтессе Гурлухсор Сафиевой, которая вместе с миллионом таджиков вернулась домой после гражданской войны. Дорожу всеми разговорами с белорусской писательницей Светланой Алексиевич, написавшей "У войны не женское лицо", а сегодня уверенной, что нет идеи, которая была бы ценнее человеческой жизни.
Так что спасибо нашему собкору в Благовещенске Александру Ярошенко, который написал для зачина такую записку. Мы вместе обращаемся ко всем нашим коллегам и читателям: напишем на страницах "Российской газеты" эту книгу "20 лет без СССР" вместе. С вашими личными историями и мнениями, с комментариями специалистов, которых мы непременно пригласим за общий рабочий стол - без мести и лести.
Без сослагательных наклонений, памятуя известную одесскую молитву ("чтобы я был такой умный сегодня, как моя жена завтра").
Думаю, мы многое найдем, что нас сегодня (кроме ностальгии и контрактов) объединяет.
Один мальчик из Армении на вопрос, заданный "РГ", ответил: "Я учу русский язык, чтобы знать, в каком месте смеяться, когда мои друзья рассказывают анекдоты). Это ведь прекрасно умели делать люди, рожденные в СССР.
Время - это тоже родина, которую предают многие.
Только оно никогда не отпускает никого.
У каждого свой час.